Приключения члена естественно-научного кружка
ПРЕЖДЕ всего нам надо представиться, ребята. Я - Ленинградский фабзавучник. Зашел как - то у нас среди ребят прошлой зимой разговор о том, что хорошо бы образовать естественно - научный кружок и летом в отпуску не зря болтаться: заняться сбором толковых коллекций, за животными понаблюдать, а затем, вернувшись домой, друг с другом поделиться о том, что сделал каждый.
Сказано - сделано. Надо прямо сказать, что инициатива всего этого была моя, а потому и решил я особенно ретиво взяться за дело. Как только приехал к себе в село (в Тверской губ., верстах в 20 - 30 от города) - сейчас же за сачок и пошел бродить по полю, да по лесу.
Надо признаться - туговато шло дело на первых порах. Мне было не обычно (ведь, с малолетства я на заводе околачивался и леса не видал) и шло у меня на первых порах через пень и колоду. Собирал коллекцию я довольно - таки ретиво, а чувствовал, что мало в этом толку.
Но вот представился случай применить свои «естественно - научные» таланты во всю. Захожу я на 4 - й или 5 - й день в наш Совет. Надо было мне покалякать с секретарем. Хороший, дельный парень Пашка. Он просил меня зайти к нему посоветоваться, нельзя ли как - нибудь ему в Ленинград попасть, на завод поступить. Не тянет его крестьянская жизнь, на производство хочется.
Вижу: у них в Совете что - то неладное творится. Собралось мужиков и баб человек 15 - 20, обступили они кругом нашего председателя, шумят, гуторят, и каждый первый норовит ему свое дело высказать.
Встал я в сторонку, стал слушать. Сначала ничего не понимал, а потом, когда разговор в норму вошел, кое - что ясно стало.
Они, видите ли, ведьму отыскали на селе. Да еще какую!
И совсем неподалеку: у старого мельника. Собственно не у него, а у его дочери, - Хиври.
Так вот «торжественное открытие» этой ведьмы состоялось у нее. Было у Хиври с полдесятка яиц в чуланчике. Поглядела это она их вечерком, заперла чуланчик, а на утро - глядь, - пропали яйца. Да и странно как - то: трех совсем не стало, а два оказались выпитыми.
- Не иначе, как ведьмино дело, прости господи, - уверяла она председателя и истово крестилась.
Но этого мало! Не одна только Хивря на ведьму жаловалась. Пришла на нее в Совет заявлять и наша соседка, Мотря. Корова у нее есть, - спокойная, хорошая. «Губастая» по прозвищу. Так вот, собственно к этой самой Губастой и повадилась ходить ведьма.
- Запоздала это я третева дня доить мою Губастую, - рассказывала Мотря. Темненько уже стало. Да только подхожу я к ней и вижу - дело нечисто. Топчется корова на одном месте, а хвостом выделывает то же самое, как будто от мух отбивается. Что за притча, думаю. Подхожу поближе и вижу - вот те крест - соскочило с сосков что - то малое, на землю бряк и в палочку превратилось. А палочка тоненькая такая и нет, нет и пошевельнется.
Я не сробела и начала доить Губастую. И что ты думаешь. Половину удоя дала корова. А все остальное, не иначе как ведьма проклятая вылакала. Хорошо еще, что хоть вовремя подошла я. Испугалась, видно, меня ведьма, бросила корову и превратилась в палочку. Недаром эта палочка шевелилась.
- На следующий день, милые мои, - продолжает рассказывать Мотря, - опять та же история.
Подхожу я к Губастой, а она, по прежнсму танцует. Ну, ладно, думаю, я те проучу, ведьма проклятая. Подхожу я потихоньку к корове и вижу: свернулся ~ какой - то темный комочек у сосков и сосет себе мою коровку. Осерчала я, да как ахну его рукой. Мягкое что - то почувствовала. Гляжу, - хлопнулся комок на землю и опить в палочку превратился. Испугалась я, не на шутку. Убежала в избу, позвала свово мужика и опять вместе к Губастой. Да только ведьма не дура - попила мою коровку, да и была такова. Ничего уж мы не нашли с мужиком.
- Да ты бы перекрестила ее, дура, - посоветовал ей кто - то.
- Вот уж, действительно, дура, - покорно согласилась Мотря. Да невдомек мне тогда было. Испугалась уж больно я. Такова была краткая история этой ведьмы. А сейчас на моих глазах приставали к председателю Сельсовета бабы и мужики.
. - Ослобони нас от нечистой силы. Ты должон наблюдать, чтобы все в порядке шло на селе.
Ну и задачу задали нашему председателю! Да только он сам не дурак. Другой бы не знал, как приступиться к этому делу, а этот сразу из положения вышел.
Увидел меня, подозвал к себе, да тут же, при всем честном народе и ляпнул:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Автобиография Сергея Малышева. Печатается впервые