Кемеровская область, г. Осинники, Тане Ч.
Милая Таня!
Вы прочли в журнале начало этих заметок и прислали мне очень искреннее и очень алое письмо. Спасибо за искренность, спасибо за злость. Ваша яростная критика куда дороже безликих, равнодушных похвал... Но выслушать критику и поблагодарить за это – четверть дела. Главное – спокойно и вдумчиво разобраться, кто же прав. Может, я. Может, Вы. Может, истина лежит посередке. А бывает, и вообще сбоку...
Я пытался понять, почему ребята уезжают со стройки. До утверждений у меня дело не дошло. Пока я только отрицал: не потому, что трусы, и не потому, что рвачи. Все сложней.
Вы же обвиняете меня в том, что я строю «в общем-то на самых обычных человеческих потребностях и желаниях воздушный замок, нечто из рыцарских времен», проповедуя «голый энтузиазм и одержимость».
Вы пишете:
«Я не буду говорить за тридцатые – сороковые годы, но определенно скажу, что в семидесятых «за туманом едут только дураки». Это несколько видоизмененная, известная всем нам песенка о возвышенном, чистом и прекрасном. Ребята уезжают со стройки потому, что нулевой цикл в Набережных Челнах окончен и возможности получить то, чего эти ребята хотели, в общем-то теперь сведены к нулю. Вот отчего едут туда, «где труднее», как пишете Вы. И Ваш грузин из Тбилиси приехал не с энтузиазмом в душе, а с простым человеческим желанием – за-ра-бо-тать».
Для начала – я меньше всего намерен пропагандировать поверхностный романтизм. Строительное дело требует подхода трезвого. В частности, я думаю, что при нынешнем уровне научной и инженерной мысли голый энтузиазм – это глупый энтузиазм. На одних порывах, даже самых возвышенных, далеко не уедешь. Лихой напор, не проверенный расчетом, обычно дорого обходится и самим энтузиастам и государству, ибо за восторженную неразбериху в делах хозяйственных всегда приходится расплачиваться.
Одержимость – тут посложней. Ведь она относится к сфере индивидуальных человеческих качеств, она в характере, в личности. Ее нельзя ни навязать, ни запретить. Во всяком случае, любой литератор, ученый, спортсмен знает, что это вещь, реально существующая. Да и влюбленный знает, ведь любовь тоже форма одержимости.
Кстати, для творческого человека, будь он артист, наладчик или автомеханик, одержимость – просто наиболее продуктивное и потому удобное рабочее состояние. При ленивом течении мысли мало-мальски сложную задачу вообще не решишь...
Но главное наше с Вами расхождение не в этом. Вы, Таня, считаете «за-ра-бо-тать» простым человеческим желанием. Будь оно так, я бы Вас без колебаний поддержал.
Но за этим простым и понятным желанием кроется и другое. Разве человеку только бумажки нужны сами по себе? Нет ведь! Деньги – лишь средство для осуществления «простых человеческих желаний». И если бы это средство действовало безотказно, предмета для спора у нас с Вами не было бы.
Увы, хрустящие прямоугольнички хороши, но не всемогущи. За деньги можно купить только то, что продается. Квартиру, машину, вещи. Это совсем не мало для жизни, это много!
Но ведь друга не купите. Любовь не купите. Счастье? Полно покупателей, да кто продаст?
Есть еще и такая неприятная закономерность. Чем больше человек зарабатывает, тем настырней липнут к нему всякие небескорыстные компаньоны. Вот и жди беды, чтобы, наконец, понять, тебя любят или твои заработки.
Снова оговорюсь: вовсе я не против высоких заработков. Я только против обожествления денежных знаков.
Кстати, думаю, Ваше предположение о том, что молодежь едет только за деньгами, – иллюзия. Будь так, в районах с высоким коэффициентом проблемы рабочей силы не было бы вообще. И, например, из богатых колхозов, где и заработки высоки и жилья хватает, никто бы не .уходил.
Однако уходят...
Вот Вам двадцать один год. Неужели Вам не хочется посмотреть мир? Хочется, наверное. И, небось, деньги платите за туристическую путевку, чтобы попасть в края, где еще не бывали.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.