В десятый раз прокрутил в памяти наши с тобой разговоры о лице и характере новых городов и вот возвращаюсь к ним опять.
Конечно, ты профессионал, градостроитель высокого класса, и на девяносто процентов в наших дискуссиях прав ты. Тем более, что твои аргументы наполовину обрели плоть: уже стоит над Камой большой современный город, построенный буквально за несколько лет, – город разумный и красивый.
Я видел Челны с разных точек. Видел со стороны объездной автомобильной дороги – белый город без серой каемки окраин. Видел с самолета – сверху его аккуратные кварталы кажутся нарисованными. Видел с реки – кусок старых Челнов, как бы иллюстрацию к твоим словам о том, что набережные маленьких провинциальных городков не застроены, а захламлены ветхими домишками. И видел тот же район на макете – будущий центр города, отличный центр с театрами, магазинами и ресторанами. По площади он будет вдвое больше московского проспекта Калинина.
Отличный растет город!
Повторяю, на девяносто процентов в наших спорах прав ты. И если теперь я все же решаюсь отстаивать десять процентов моей правоты, причиной тому вовсе не самолюбие. Дело в другом.
В городах, построенных профессионалами, живут люди, ничего не понимающие в градостроительстве. В большинстве своем они не шоферы, чтобы смотреть на город со стороны, и не летчики, чтобы любоваться им сверху. У них свои критерии и свои оценки, не учитывать которые нельзя.
Ты считаешь, что в принципе города делятся на грамотные и неграмотные, удобные и неудобные. Вероятно, так оно и есть.
И, конечно же, Теплый Стан или Медведково куда грамотней старого московского центра, с его теснотой, узкими улочками и проходными дворами. А те же Челны, безусловно, удобней Костромы или Ужгорода, построенных бог весть когда, да, собственно, и не построенных, а выросших, как дерево в лесу, без плана и присмотра.
Но почему тогда тысячи жителей Ховрина или Кузьминок стремятся поменять квартиру на неграмотный московский центр (типичная фраза из объявлений: «...в пределах старой Москвы»)? Почему люди так долго колеблются, прежде чем покинуть ту же Кострому или Владимир, но без особых размышлений уезжают из Темиртау, Ангарска или великолепного города Навои?
Дело в том, что города делятся не только на грамотные и неграмотные. Еще они делятся – и это, пожалуй, не менее валено! – на любимые и нелюбимые.
Челны будут удобным и грамотным городом, в этом я не сомневаюсь. Но как сделать, чтобы они стали городом любимым?
Его удобство и разумность заложены в проект. Столько-то метров жилья на человека, столько-то магазинов, столовых, прачечных, аптек, столько-то мест в кинотеатрах. Все но современным нормам! Основная часть транспортных потоков выведена за городскую черту. Говорят, в Челнах не будет ни единого светофора – любой водитель захочет пожать руку мудрым проектировщикам.
Но хватит ли этого городу, чтобы стать любимым? Давай-ка представим себе день горожанина, пользующегося всеми запроектированными удобствами.
Встал. Принял душ. Отвел ребенка в садик. Поехал на работу. Пообедал в столовой. Приехал с работы. Взял ребенка из садика. Купил что надо в продуктовом магазине и что надо в промтоварном. Поужинал в кафе. Сходил в кино. Лег спать.
Хорошо? Очень! Достаточно? Нет!
Ибо все это пока еще не город, а – как бы это сформулировать? – цех текущего ремонта рабочей силы. Хорошо спланированный цех, в котором человек после смены восстанавливает свой трудовой потенциал к началу следующей смены.
Но для жизни этого мало. И для производства, кстати, тоже мало. Ибо на количество и качество продукции влияет не только здоровье и бодрость, но и настроение работающего человека. А даже самые лучшие магазины, столовые и прачечные прочного настроения все-таки не создадут.
Что же человеку нужно от города?
Многое нужно.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Беседуют Владимир Катунин, первый секретарь Волгоградского обкома комсомола, председатель комиссии ЦК ВЛКСМ по физическому и военно-патриотическому воспитанию молодежи, и Герой Советского Союза Яков Павлов
Рассказ