Пророчество Чюрлениса

Витаутас Нарвилас| опубликовано в номере №1160, сентябрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Искусство Чюрлениса опередило свое время, в начале XX века, когда литовский мастер создавал свои живописные полотна, лишь немногие могли постичь его гениальность. Известный русский художник, друг Чюрлениса, М. Добужинский писал: «Произведения Чюрлениса прежде всего поражали своей оригинальностью и необычностью, он ни на кого не был похож – источник его вдохновения казался глубоким и таинственным». А вот строки стихотворения «МКЧ» Эдуардаса Межелайтиса из цикла, посвященного Чюрленису:

Это мера гения,

что, как собственные владенья,

небеса перекраивает, и каждый

этот отрезок превращает потом в удивительные

виденья, фантастичеснне цветные виденья

фресок. Это подпись

на полотнах, отмеченных вечностью, это волшебный ключик

от затворенных башен, наполненных доброй его

человечностью, от бесконечных галактик, им

сотворенных.

Микалоюс Константинас Чюрленис родился в 1875 году; детство его прошло в удивительном по красоте уголке Литвы – в окрестностях Друскининкай. Природу он чувствовал особенно чутко; природа для него была и цвет, и музыка, и удивительная форма. Он воспринимал мир широко и гармонично. С детства увлекался музыкой, занимался в оркестровой школе М. Огинского; потом учился в Варшавской консерватории. «Из научных дисциплин М. К. Чюрлениса больше всего интересовали проблемы астрономии « космогонии, – пишет в своих воспоминаниях Стаеис Чюрленис. – Чтобы с большим успехом разбираться в этих вопросах, он изучал математику, физику и химию. Особенно любил он размышлять над проблемами небесной механики и гипотезами Канта и Лапласа о сотворении мира...»

Чюрленис – профессиональный композитор, автор первых литовских национальных симфоний «В лесу», «Море», увертюры «Кестутис». Потом он тоже профессионально стал заниматься живописью. Музыка и живопись жили в нем дружно: он создает картины-сонаты и симфонические поэмы, как циклы картин. «Соната солнца», «Соната звезд», «Соната пирамид», «Соната моря», «Соната весны» – это названия его картин.

Картины Чюрлениса полны глубокого философского смысла и вместе с тем необыкновенно эмоциональны, лиричны и музыкальны.

Вот «Истина». В зеленовато-золотых наплывах красок возникает лицо мыслителя... Почему же так трудно приходит Истина? "Л ток жестоко? Что есть Истина? И что Справедливость!

Вот «Дружба». В щедрых руках человека – солнце. Или это горящее любовью сердце?

Тугим ветром наполнены облака, они летят по небу, под солнечным ветром раскачиваются тонкие ветки кустарников, радостно и звонко бьют колокола, встречая весну, – это «Колокольня» из цикла «Весна».

А как разгадать «Сказку»? Кто этот ребенок? Он так доверчиво и беспомощно сидит, открытый простору, тянется рукой за одуванчиком и не видит, что над ним распростерлась огромная тень орла. А может быть, это его Судьба?

Еще одна картина. Из триптиха «Стрелец» – на вершине горы, как ее могучее продолжение, – фигура человека. Человек метит стрелу в орла.

Картин Чюрлениса не понимали, не покупали, художник был вынужден пробавляться случайными уроками музыки, чтобы заплатить за убогую квартиру. Всю жизнь боролся с нуждой, с людским равнодушием. Неумолимое время разметало его картины по разным городам; судьба многих из них неясна до сего дня.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Заводской район

6. Конфликт в бесконфликтной ситуации