Вот Лида Бирюкова из Челнов, тоже откликнувшаяся на эти заметки, выдвинула свою версию, почему уезжает молодежь: «Одно кафе на 180 тысяч молодежи, один Дворец культуры, куда на приличные концерты без так называемого блата не попасть...»
Да, когда во Дворец культуры не попасть без блата, это, конечно, нехорошо. А вот когда попасть легко, да никто не хочет, это уж совсем никуда не годится.
Может, мне просто не повезло, но я несколько раз заходил вечером во дворец и ни разу не видел его как следует заполненным.
Надо бы сейчас ругнуть дирекцию Челнинского дворца. Должны лучше работать? Я бы и ругнул, если бы вот уже много лет подряд не ругали мы клубных работников и не было бы от едкой этой критики так мало толку.
Недавно прочел отчет о социологическом исследовании. Нет, не челнинская это проблема. Вообще пустоваты у нас клубные залы и комнаты.
В чем же дело? Где причины хронической этой малолюдности?
Несколько лет назад в Венгрии я попал на вечер гуляша. Выглядит это вот как. Огромный зал, мест, наверное, на пятьсот. Столы. На столах гуляш, национальное венгерское блюдо.
За столами туристы из пяти стран: англичане, американцы, немцы, итальянцы и мы. Еще есть сцена, а на сцене парень лет тридцати в черном костюме.
Вечер длился часа четыре. Что это было? То ли взрослое развлечение, то ли детская игра. Конкурсы на сцене, один другого нелепей. Кто, например, быстрее запомнит и лучше споет песню по-венгерски. Или вытянет через детскую соску бутылочку яблочного сока. Или внезапно прерывающийся танец, когда на десять пар девять кресел и важно захватить хоть одно из них.
А главное, все четыре часа этим действом ловко, весело и естественно командовал симпатичный парень на сцене. Он безошибочно выдергивал из зала людей любого возраста, наделенных чувством юмора, способных на детскую игру. Он острил на пяти языках. Он радовался всему происходящему так же, как и мы. Конечно, это была работа. Но выглядела она как сплошное удовольствие.
Как назвать этого парня? Ведущий? Конферансье? Да нет, не то. Хозяин вечера, душа компании? Может, чуть ближе...
Потом мы долго вспоминали этот вечер.
Экономист, бывший в нашей группе, тут же высчитал финансовую полезность валютного мероприятия. Представительница «Интуриста» позавидовала успеху венгерских коллег – после вечера туристы из разных стран буквально засыпали их благодарностями. А я подумал, что если поярче описать этот вечер да напечатать очерк в каком-нибудь популярном издании, глядишь, и у нас на турбазах...
Писать очерк я не стал, ибо тут же понял, что вечер гуляша с помощью методических указаний вводить бесполезно. Ничего не получится. Ибо все это дело, весь великолепный туристский праздник, все важное валютное мероприятие – словом, весь вечер гуляша – это прежде всего симпатичный и остроумный парень на сцене. Уберите его – останется просто большая столовая, где вкусно кормят, но слишком много народа – никакого уюта.
Вечер гуляша – это не представление, это общение. А для общения методика не нужна. Нужна личность!
У клуба или Дворца культуры уйма обязанностей. В большинстве из них он дублер. Театр, но послабее профессионального, кинотеатр, но похуже настоящего, лекционный зал, но поскромнее лектория.
Однако у клуба есть сфера деятельности, где он никого не дублирует, и его заменить не может никто. Клуб прежде всего служит общению, тому самому общению, уровень которого определяет человеческая личность.
Теперь у меня вопрос к читателю: назовите фамилию хотя бы одного клубного работника страны, кроме тех, с кем знакомы лично... Честно говоря, на ответ не рассчитываю. Если вы сами клубный работник, кого-нибудь назовете. Если же нет...
Меж тем любой из нас вспомнит, не задумываясь, громкие и славные имена писателей, акте ров, режиссеров театра и кино.
Конечно, возглавлять театр почетно и важно Ну, а Дворец культуры? Ведь в городах небольших или новых, как те же Челны, директор или художественный руководитель Дворца культуры должен быть не только организатором досуга, но и носителем творческого духа, эталоном художественного вкуса, духовным лидером. Кто, если не он? Какие концерты слушать горожанам, какие фильмы смотреть, какие спектакли привезут на гастроли – все это он предлагает, а порой и решает. Какие виды и формы самодеятельного искусства развиваются в городе, каков их уровень – и тут его слово бывает первым и последним...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.