Вопрос о том, насколько эффективна отдача наших дел и каковы пути к ее повышению, давно уже носится в воздухе и постепенно, в спорах и обсуждениях, обретает весьма конкретные формы. Статья, опубликованная в первом номере «Смены», касается этого вопроса, и поэтому касается меня. Два года я заведовал отделом студенческой молодежи в Московском горкоме комсомола, и хотя специфика комсомольской работы среди студентов отличается от специфики комсомольской работы среди рабочих, методы и принципы, я уверен, у нас одни. Текучка, собрания, заседания. Все что-то делаем. Времени абсолютно нет - даже на свидание с любимой девушкой. А как узнать, то ли делаем, что нужно, и так ли, как нужно? Я недавно перечитывал письма В. И. Ленина к А. Д. Цюрупе.
«... В связи с нашим вчерашним разговором по телефону и Вашим обещанием строго соблюдать режим необходимо нам обстоятельно поговорить о системе работы и хорошенечко ее обдумать.
Самый коренной недостаток СНКома и С. Т. О. - отсутствие проверки исполнения. Нас затягивает поганое бюрократическое болото в писание бумажек, говорение о декретах, писание декретов, и в этом бумажном море тонет живая работа».
(24/1. 1922 год).
«... Тов. Цюрупа! У нас, кажется, остается коренное разногласие. Главное, по-моему, перенести центр тяжести с писания декретов и приказов (глупим мы тут до идиотства) на выбор людей и проверку исполнения. В этом гвоздь».
(21/П. 1922 год).
Идет отчетно-выборная конференция в одном из московских вузов. Доклад... выступления... решения... Я сижу рядом с третьекурсником и перед самым концом конференции спрашиваю его:
- Скажи, Сергей, что бы тебе хотелось рассказать своим ребятам об этой конференции?
Сергей молчит. Мне кажется, я недостаточно ясно задал вопрос.
- Представь, что ты был на запуске ракеты. Тебе было бы о чем рассказать своим друзьям?
- Ну, об этом можно рассказать... И опять замолчал.
На конференции говорили о том, что «комсомольская организация формирует у молодежи коммунистическое сознание, добивается, чтобы принципы морального кодекса строителя коммунизма становились законом повседневной жизни», что «основу воспитания в высшей школе составляют социально-политические дисциплины», что «для улучшения работы по изучению общественно-политических дисциплин проводились проверки посещения лекций и семинарских занятий»...
Все это верно и к жизни Сергея и его друзей имеет самое прямое отношение. Почему же все-таки ему трудно ответить на мой вопрос? Почему девушка, которая сидит за нами, не слушает докладчика, а читает книгу?
- Скажите, пожалуйста, почему вы читаете книгу?
- А я не читаю.
- ?
- Когда интересно, я слушаю...
А с трибуны читают доклад: «проводились проверки... проводились совещания актива... на лекциях по политэкономии присутствовало 50 - 60% студентов...» и т. д. и т. п. И кажется, что нет в комсомольской организации живых людей, а действует нечто, которое проводило, присутствовало, делало выводы...
Я понимаю эту девушку и понимаю Сергея.
Прошедшим летом эта девушка была на целине. Работала поварихой. Вставала ежедневно в четыре, чтобы шоферы, каменщики, штукатуры - мальчишки и девчонки с их курса - были сыты.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.