«Восточная Сибирь с признательностью приняла бы топографов. Мы знаем очень подробно пучины морей, отдаленных от наших пределов... Но сколько предметов отечественных, сколько мест в Сибири, богатой, полезной Сибири, известны нам в идеальном отношении?» – спрашивал известный естествоиспытатель А. Мартос в своих «Письмах о Восточной Сибири», вышедших в Москве в 1827 году. Но Восточная Сибирь именно в ту пору приняла не топографов, а героев-декабристов. Один из них, М. С. Лунин, отметил: «Выдающиеся люди эпохи находятся в глубокой ссылке, в Сибири».
«Каторжная академия»
Это название принадлежит самим декабристам. М. С. Лунин писал:
«Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».
Автор приведенных строк отлично владел французским, английским языками, занимался проблемами древней истории и написал в ссылке «Письма из Сибири», которые стоили ему нового срока и отправки в места, еще более глухие. В одном из писем М. С. Лунин подчеркивал:
«Заключенный в казематах, десять лет не переставал я размышлять о выгодах родины. В ссылке, как скоро переменились обстоятельства, я опять начал действия наступательные. Последнее желание мое в пустынях сибирских, чтоб мысли мои, по мере истины, в них заключающейся, распространялись и развивались в делах соотечественников».
Декабристы братья Михаил и Николай Бестужевы были незаурядно талантливыми людьми. Николай был художником и естествоиспытателем, Михаил – хорошим механиком, членом Вольного экономического общества, автором трактата «О свободе торговли и вообще промышленности» (1831). По словам Николая Бестужева, он еще в 1818 году написал статью «Об электричестве, относительно к воздушным явлениям». 14 октября 1841 года в письме из Селенгинска Н. А. Бестужев отмечал:
«Тому прошло уже 25 лет, науки сделали быстрые успехи, особенно науки физические и, читая все, что относится до новых открытий по ученой части, с удовольствием видел, как многое или почти все из моих предложений, по очереди и опытами и наблюдениями не только
частных людей, но даже целыми учеными обществами – все это выдавалось за новость...»
Отправленный на поселение в Селенгинск, Н. А. Бестужев занялся там изучением богатств местного края. В районе Гусиного озера он открыл месторождение, о котором писал, что там «бурый уголь тонкими и толстыми пластами залегает во многих местах».
Находясь в Сибири, М. А. Фонвизин написал работы «О социализме и коммунизме», «О значении указа об обязанных крестьянах и о мерах к его более широкому применению», «О крепостном состоянии владельцев в России». Перу Муханова принадлежит статья «О влиянии золотой промышленности на ценность хлеба в Восточной Сибири». Живя в Чите и Петровском заводе, А. П. Барятинский написал сочинение на французском языке, где доказывалась справедливость материалистической философии и отрицалось существование бога.
Можно было бы продолжить рассказ о научных трудах декабристов, созданных ими в Сибири, подчеркнем только, что все они, говоря словами их единомышленника А. О. Корниловича, утверждали: «Сибирь – золотое дно, но чтобы им пользоваться – надлежит его разработать».
Но все они понимали, и о том писал Н. В. Басаргин: «Много причин препятствуют Сибири в настоящее время стать на ту ступень значения, которую предназначает ей будущность: недостаток капиталов, недостаток промышленного образования в ее деятелях по этому пути, обширность расстояний и, что еще самое главное, затруднительность в путях сообщения как внутри самого края, так и в торговых сношениях ее с Россией».
Декабристы занимались разработкой смелых проектов. Г. С. Батеньков составил в 1857 году «Проект приведения в известность земель Сибири».
«Проложение через Сибирь железнодорожного пути значило бы присоединение огромной пустынной страны к образованному миру и довершение кругосветного пути. Такая мысль, хоть и далекая от осуществления, не может не произвести восторженного чувства...»
Но при этом, оговаривал он, «прежде всего надо добыть достоверные и подробные сведения, касающиеся страны необыкновенно пустынной, какова есть Сибирь».
И эту блестящую идею-предвидение мы осуществляем в наши дни самим строительством БАМа!
В письме брату из Петровского завода 29 января 1837 года Н. А. Бестужев подчеркивал:
«Говоря о ходе просвещения, нельзя также не упомянуть тебе с некоторою гордостью, что по части физических применений мы, русские, во многих случаях опереживали других европейцев: чугунные дороги не новы, они существуют на многих железных заводах для перевозки руды бог знает с какой поры... Англия, Франция и Америка захлопотали недавно о подводных судах: у нас при Петре уже сделаны были опыты».
...Сибирь. Восточная Сибирь. Она и в последующие годы видела на своих бескрайних просторах людей самоотверженных, преданных идеям освобождения своего народа от царской тирании, решивших посвятить себя служению народу.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.