Холодом и одиночеством, издевками жандармских надзирателей царизм хотел сломить дух великого революционера-демократа Н. Г. Чернышевского. Но он из-за стен Вилюйского острога, из ледяного безмолвия пополнял сокровищницу отечественной науки новыми трудами по философии, экономике. Своей публицистикой он поднимал бодрость духа у тысяч, людей, жадно ловивших его пламенное слово. И оно доходило до них через все преграды! Какой бодростью, человеколюбием, гуманностью, высоким накалом чувств наполнены письма Николая Гавриловича! Вот что он писал своим сыновьям из Вилюйска:
«...Отец – лишь приятель. Мать – совершенно иное. Собственно говоря, мать – существо священное. Это, с нравственной точки зрения, потому так, что чувство матери к детям – совсем иное, нежели чувство отца.
Кроме того, есть точка зрения материальных обязанностей. И с этой точки зрения, то же самое: мать – существо священное».
«...Милый мой Миша.
Я когда-то советовал тебе и твоему брату заботиться о том, чтобы приобрести привычку читать по-французски, по-английски, и по-немецки так же легко и с такою же приятностью, как по-русски».
«...Милый мой дружок Саша.
Хвалю тебя за твою решимость добывать себе кусок хлеба честным, скромным трудом. Это благоразумнее всего, но и благороднее всего...»
«Милей мой дружок Саша.
Трудно тебе устраивать твою карьеру. Как быть!
По-видимому, ты стал уж солидным молодым человеком. Радуюсь этому, друг мой.
Ты говоришь, что чувствуешь: надобно тебе приобрести гораздо больше сведений, чем имеешь ты. Это надобно всегда, каждому из нас, молодых ли, не молодых ли, старых ли. О молодых, еще не забывших своего школьного времени, можно прибавить то, что, чем скорее забудут они думать о том, хороши ли, плохи ли школы, в которых учились они, тем лучше.
Школьные годы – трата времени; необходимая, но пустая трата. Знаем мы лишь то, что узнаем помимо школ, из жизни, из дружеских разговоров, из порядочных книг, в числе которых школьных книг нет.
Досуг ли тебе учиться? Или все твое время поглощается заботами о добывании себе куска хлеба? – Не знаю. Если и поглощается все, не жалей много о том. Лишь бы не был труд велик до чрезмерной утомительности. Учиться никогда не поздно. Обеспечишь себе пропитание, успеешь учиться, сколько душе угодно.
А если есть досуг у тебя и теперь, то: разумеется, я не против цеховых учебных предметов, насколько надобно заниматься ими для лучшего добывания куска хлеба; настолько, насколько это надобно, это хорошо.
Но наука не в цеховых отраслях знаний. В них – сапожное мастерство, парикмахерское мастерство, мастерство по словоговорению с какой-нибудь профессорской кафедры, балетмейстерское мастерство и так дальше. Все эти профессии достойны уважения. Но с наукою у всех у них одинаково много общего.
Читать плохие романы – едва ли не полезнее в научном отношении, чем трудиться над цеховыми ученостями. А порядочные романы неизмеримо выше в научном отношении, чем цеховые квартанты.
Но не собственно о романах я попросил бы тебя написать мне, какие ты читаешь и какие особенно понравились тебе; желал бы я знать и это. Но главный предмет, о котором я желал бы узнать: привык ли ты читать по-французски, по-немецки, по-английски, как по-русски?
Впрочем, друг мой, это менее важно, чем кусок хлеба.
Желаю тебе устроиться так, чтобы не нуждаться в нем.
Будь здоров. Целую тебя. Жму твою руку.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.