Зовешь? Веди!

Павел Емелин| опубликовано в номере №1410, февраль 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Честно признаться, не предполагал, что разговор будет таким живым и интересным: думал, оробеют ребята. Но нет, чего-чего, а робости у них не было. Высказывались смело, открыто.

— Такие встречи с молодежью вошли у нас в области в традицию. Здесь, в обкоме партии, была интересная и очень важная беседа с руководителями молодежных дискотек, вокально-инструментальных ансамблей. Разговор главным образом шел о репертуаре. Нам небезразлично, что поет и под какую музыку танцует молодежь. Ведь музыка связана с формированием мировоззрения.

Кстати, о музыкальном воспитании. Мы считаем, что его надо вести в школе вплоть до десятого класса. Иначе эта пустота заполняется безвкусицей и пошлятиной. Да и вообще пора перестать смотреть на школьный урок пения как на урок развлечения.

В деле эстетического, нравственного воспитания много значат прямые контакты творческих коллективов с молодежью. Вот вы были на молодежном вечере в нашем театре. Обратили внимание, как реагировали ребята на спектакль? Может, кто-то себя шумно вел или был смех там, где надо плакать?..

— Нет, ничего такого не заметил. Реакция, как говорится, была адекватной. Шла пьеса Шукшина «А поутру они проснулись...». О непростых вещах там говорится, и зрительный зал — это я хорошо чувствовал — жил действием, которое развернулось на сцене.

— Видели бы вы нашу публику лет восемь назад. Могли войти в зал в верхней одежде, во время спектакля порой было слышнее то, что говорят ваши соседи по ряду, а не артисты на сцене. Теперь в театр пришел другой зритель — зритель, воспитанный театром. Это не слова. С того дня, как наш драматический театр возглавил Владимир Михайлович Пахомов, которому, кстати, в прошлом году присвоено звание лауреата Государственной премии РСФСР, и началась эта трудная работа по воспитанию зрителей.

Начали с воспитания воспитателей. Организовали при театре факультатив для школьных учителей, работников детдомов, преподавателей ПТУ. Зато теперь почти в каждой школе, в интернате, в ПТУ есть драмкружок. В зимние каникулы ребята показывают свои постановки на профессиональной сцене. А преподаватели едут смотреть спектакли в Москву, Ленинград, Ригу. Там они не просто зрители — с ними встречаются ведущие наши режиссеры и актеры, то есть педагоги продолжают свое театральное образование. В общем, о нашем театре можно рассказывать много. За большую работу с юным и молодым зрителем он удостоен премии Ленинского комсомола.

— Выходит, откровенный диалог с молодежью идет на всех уровнях — от обкома партии до... Хотел сказать: «до школы», но повременю. Дело вот в чем. На той встрече в Советском райкоме КПСС одна школьница рассказала о таком случае. Двое восьмиклассников были задержаны дружинниками в нетрезвом виде. Шила в мешке не утаишь, но учителя решили иначе. Только хотела классный руководитель назвать имена виновников, как ее тут же остановил завуч: «Что вы — ни в коем случае!» А потом мы учим ребят открыто бороться с негативными явлениями в молодежной среде...

— Да, такое еще бывает: учителя порой не хотят давать оценку конкретному факту, чтобы не выносить сор из избы. Но, как мы убедились, в грязной «избе» нельзя научить добру и красоте.

В идейно-политическом, нравственном воспитании молодежи нет мелочей, не может быть и недомолвок. Вот, к примеру, прошлым летом на улицах города появились молодые люди в майках с двумя восьмерками, а кое у кого из них болтался еще и крестик. В городской толчее их можно и не заметить, но знающий партийный или комсомольский работник сразу понимает, откуда идет эта «мода». В 1988 году, как известно, русская православная церковь будет отмечать свое тысячелетие, в чем ей усиленно «помогают» и западные клерикальные центры. Значит, какой-то «энтузиаст» решил погреть руки на церковном «юбилее», организовав продажу «ходкого товара». А носят его те юные «нейтралы», которым безразлично, что напяливать на себя — джинсы ли с американской символикой или же эти футболки с таким странным номером. Но нам-то, старшим, не все равно, во что одет липецкий или елецкий паренек. Нам надо, обязательно надо найти путь к его сердцу и уму.

— Раиса Егоровна, наверно, пришло время поговорить о стиле работы комсомола и дать ответ на письмо, которое пришло в нашу редакцию. Насколько мне известно, в комсомоле Вы прошли путь от комсорга «первинки» до секретаря обкома ВЛКСМ...

— Скажу словами Николая Островского: в моем партбилете лежит и комсомольский билет. Нигде так не учишься работать с людьми. Это вам скажет любой, кто поварился в «комсомольской буче». Меня, как и Марину, написавшую письмо в «Смену», тревожит, что некоторые комсомольские руководители больше сидят в кабинетах и говорят с молодежью с трибуны.

Нет простоты в общении с ребятами, никак не избавятся иные вожаки от начальственного тона.

— Так, может, это и не вожаки? Разве редко попадает на освобожденную комсомольскую работу случайный человек, тот, кто подошел не по своим деловым, нравственным качествам, а по анкете?

— Согласна, тут есть и наша вина. Иной гладко выступит на собрании, это и успокаивает. Вот, думаем, подходящий для комсомольской работы парень. А надо внимательнее присматриваться к тем, кому доверяют вести за собой молодых. И не в анкете, думается, тут беда. Разве хорошая анкета появляется сама по себе? Она отражение роста человека, важный документ, характеризующий личность. Вся беда, когда к анкете относятся формально, не видят за строчками живого человека.

Самый большой недостаток — это когда мы берем на освобожденную комсомольскую работу человека, не прошедшего школу трудового коллектива, первичной организации. Такой комсомольский руководитель часто просто не знает психологии рабочего парня, не умеет подойти к нему, поговорить по душам. Зато тот вожак, у кого за плечами жизненный, трудовой опыт, для рабочей молодежи не чужой, свой.

— Что, на Ваш взгляд, изменилось в комсомольской жизни после постановления ЦК КПСС о партийном руководстве комсомолом?

— Если ответить кратко, то комсомольцы больше стали заниматься «малыми» делами, больше работают и меньше говорят попусту. Во многих райкомах и горкомах комсомола, знаю, заметно сократилось число заседаний, совещаний. Не потому, что обсуждать нечего, а потому, что многие вопросы решаются, так сказать, в рабочем порядке, зато более глубоко анализируются существенные проблемы молодежной жизни.

Спросите любого нашего школьника: сколько стоит в магазине килограмм картофеля или капусты? — вам ответят без ошибки. Ведь все овощи, поступающие в городскую торговлю, вырастили и собрали сами ребята в совхозе «Дружба». Такое предметное воспитание, мне думается, заменит десятки лекций о пользе экономии и бережливости.

Не подумайте только, что я против воспитания словом. Нет, лекционно-пропагандистская работа среди молодежи постоянно в центре внимания обкома партии. В комсомольскую политсеть мы направляем лучших пропагандистов. Но ведь сейчас и к устной пропаганде требования более высокие — она не должна быть лишь просветительской, отвлеченной от проблем, волнующих молодежь. Наше слово должно опираться на практический опыт, переплавляться в конкретные дела.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Короткая вечная жизнь

К 150-летию со дня рождения Н.А. Добролюбова

Понимание против потребления

Борис Неменский, Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии Педагогических наук СССР