Вернувшись домой, он решил заглянуть в словарь, чтобы лишний раз проверить значение слова «крепостник» и доказать, что оно никакого отношения к нему не имеет.
«Закрепостить, - читал агроном, - это значит поставить человека в зависимость от определенных условий».
- Так, так... «Поставить в зависимость от определенных условий», - повторил он последнюю фразу. - А как назвать агронома, который ставит растение в такие условия?
Бывший «зерновик - крепостник» осознал свою ошибку и ошибку тех, кто его учил, кто доказывал, будто кукуруза - исключительно южная культура, будто пояс ее произрастания ограничен.
«Неправильно это, - указывал в одном из своих выступлений Никита Сергеевич Хрущев. - Сейчас мы как бы «раскрепостили» кукурузу, признав целесообразным убирать ее в молочно - восковой спелости, не доводя ее зерно до сухого состояния».
Читают алексеевские колхозники газеты, слушают радиопередачи и видят, что не только в Должанском, но и почти во всех районах страны «раскрепощенная» кукуруза ныне перешагнула все границы.
Неподалеку от Алексеевки находится село Вышние Ольшаны. В нем школа - десятилетка, сельский клуб, библиотека и центральная усадьба сельхозартели имени Сталина. Колхоз большой, но порядка в нем долгое время не было. Общественное животноводство хирело, не приносило дохода. Скот страдал от бескормицы. Об этом не раз говорилось на комсомольских собраниях, об этом сигнализировала стенная газета. Комсомолка - школьница Антонина Растворова своими меткими карикатурами изобличала тех, кто не заботился о создании прочной кормовой базы.
А теперь Тоня рассказывает, что из - за кукурузы она лишилась постоянной и очень выигрышной темы для метких карикатур. Год назад Тоня за несколько минут могла бы нарисовать свинарник с дырявой крышей, сквозь которую проглядывает звездное небо, или изобразить стадо коров, стучащихся в двери правления колхоза.
Пропала эта тема потому, что новый председатель Николай Дорофеев горячо взялся за возделывание кукурузы.
Нынче кукурузного силоса хватило до мая, а с осени его с лихвой хватит на целый год. И не только для общественного скота, но и для животных, представляющих собственность колхозного двора.
Больше всего девушка любит рисовать кукурузный початок. Выводит она его крупным планом, чтобы все поняли и почувствовали, что такое кукуруза.
... Под увеличительным стеклом каждое кукурузное зернышко выглядит, как свиная голова, а весь початок с сотнями глубоко сидящих зерен на стержне - целой свинофермой.
Мне могут возразить, что этот рисунок не оригинален и что в других местах можно увидеть точно такую же карикатуру. Спору нет, подобные рисунки я видел и в клубе колхоза имени Чкалова, Ново - Московского района, Днепропетровской области, где, образно выражаясь, на кукурузе поднялась крупная свиноферма, дающая ежегодно почти полумиллионный доход, и в красном уголке подмосковного колхоза «Путь новой жизни». Здесь кукуруза заняла господствующее место в кормовых рационах. Правление артели перестало тратить общественные средства на закупку концентратов в Калужской области и Казахстане.
... Колхозникам понравился этот плакат. Только старый птичник Нестер Евсеевич Дорофеев не совсем был доволен тониной работой.
- Тоня, а Тоня, почему у тебя одни свиные пятачки из кукурузы глядят? Неужто только для коров и свиней кукурузу сеют?
Девушка могла бы ответить: «Что же вы, Нестер Евсеевич, сетуете на то, что кукурузы мало, что ее только свиньям и коровам дают, а ваших несушек обходят? А вы забыли, что прошлой весной говорили?»
Действительно, стоило бы напомнить старику его же слова: «Зря правление колхоза и новый председатель так широко размахнулись! Кукуруза - это не овес и даже не ячмень. Можно ее поменьше посеять». Но сказать это заслуженному птичнику - значит обидеть Нестера Евсеевича, который еще недавно, быть может, по незнанию или по недомыслию относился к гостье с юга настороженно, с опаской. - Нарисую и ваших курочек и початок нарисую, - обещает Тоня.
Изба, где мы поселились, разбита на две половины. В одной живет вдова с двумя девочками. Старшая, круглолицая, краснощекая Марийка, учится в школе; она участвует в сельской самодеятельности, а во время каникул - в полевых работах.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.