Из резолюции, принятой «Глав-металлом» ВСНХ от 1 августа 1925 года: «Признать, что Ростов-на-Дону в будущем должен стать одним из главных пунктов производства с.-х. инвентаря. Проектирование завода необходимо начать немедленно».
Несерьезным назвали иностранные специалисты план большевиков за пять лет создать сельскохозяйственное машиностроение.
– Комбайны, плуги и жатки будут
по-прежнему идти в Россию из Америки, – заявлял представитель фирмы
«Джон Дир» господин Хамосон.
Трудно представить, что сказал бы господин Хамосон по этому поводу в наши дни, когда ростовские «Нивы» превосходно акклиматизировались как на российских полях, так и на полях Канады, Европы, Африки – в сорока странах мира...
О каком бы периоде полувековой биографии «Ростсельмаша» мы ни говорили – не обойдемся без слова «первый». Первый советский комбайн; первые в стране сквозные бригады, сыгравшие огромную роль в становлении завода; первый «Гран при» на международной выставке для русского комбайна... В наше время рабочие «Ростсельмаша» одними из первых, вместе с рабочими других заводов Ростова и Таганрога, начали движение под девизом «Работать без отстающих».
– Нам иначе нельзя, – сказал генеральный директор объединения «Ростсельмаш» Юрий Александрович
Песков, – ведь мы находимся на острие зерновой проблемы. Вспомните пословицу: «Будет хлеб – будет и песня». Не выполняя план, выпуская брак, мы отнимаем у людей песню...
Завод вышел на высокий темп – более 200 комбайнов в сутки; в 1978 году сделал сверх плана полторы тысячи машин. Отстающих на заводе нет – ни участков, ни цехов. Ни одного комсомольца или комсомольско-молодежной бригады. Это может показаться маловероятным, тем не менее факт есть факт.
Итак, задача выполнена, и девиз «Работать без отстающих» сегодня уже не актуален?
Прежде всего необходимо четко представить, о чем пойдет речь. На первый взгляд все ясно: работать без отстающих – это значит не иметь предприятий, цехов, бригад, не выполняющих план. Но давайте уточним: какой именно план? По выпуску продукции, по реализации, по качеству, по номенклатуре, по внедрению новой техники?.. Или сразу по всем многочисленным показателям, вместе взятым? Ростовчане – практичные люди и на первом этапе ставили перед собой сравнительно узкую задачу – не иметь отстающих по трем показателям: общему объему производства, реализации продукции и производительности труда. Вот этот этап практически пройден, но наступает новый значительно более сложный – работать без отстающих по всем показателям. Так что точку ставить рано.
Квартальные, месячные сводки... Полный порядок – все заводские подразделения с планом справляются. Не партийную и комсомольскую организации нынче не меньше интересуют и другие сводки: недельные, суточные, в которых еще далеко не все выглядит благополучно. Не такая уж редкость, когда больше половины продукции сдается в последней декаде.
Одна из причин, по которой происходит аврал, всем хорошо известна – в начале месяца чего-нибудь да не хватает: то деталей, то сырья. Но вот что интересно... В конце концов само понятие «месяц» весьма относительное: просто мы для удобства отсчета условились разделить год на двенадцать отрезков; сам же бег времени непрерывен и равномерен. Почему же именно к концу месяца находятся детали, сырье, материалы, которых не было вначале? Любопытно бы проделать эксперимент: перенести календарь на пятнадцать дней вперед – тогда аврал придется на середину месяца или автоматически передвинется тоже?
Так или иначе, а в нашем хозяйстве
все предприятия связаны с поставщиками и потребителями – у одного «Ростсельмаша» их сотни. Самая тесная кооперация у него с Таганрогским комбайновым заводом. Предположим, если ростовчане отправят в Таганрог шнеки для комбайнов 29-го числа, то месячный план они выполнят, но таганрогцам все дело сорвут. Отсюда резонный вывод: можно ли в таком случае говорить, что завод работает без отстающих? В широком смысле нет. Вот поэтому, освоив первый этап почина, ростовчане ввели в число главных показателей соревнования соблюдение договорной дисциплины. Второй этап развития почина можно сформулировать так: не просто дать план, а дать его в четком ритме. Оттого и повышенное внимание к суточным графикам.
Развивая почин, ростовчане условились: давайте прежде всего получше разберемся в собственном хозяйстве, посмотрим, где и в чем сами себя подводим. Они заведомо осложнили себе жизнь самым пристальным контролем, скрупулезным выискиванием «узких мест» и беспощадной критикой. Даже в день, когда стало известно о занесении завода на Всесоюзную доску почета, на собраниях и деловых совещаниях вскользь говорилось о растущем суточном темпе выпуска комбайнов и очень подробно – о том, что мешает выдерживать ритм поставок.
Партком завода проводил тщательный анализ неритмичности, который показал, что многие трудности вызваны не столько внешними, сколько внутренними причинами. Мешало прежде всего то, что далеко не все сумели быстро перестроить работу, как того потребовали новые условия соревнования. И если кто-то позволял себе хоть на день расслабиться, «отдохнуть» – это моментально отзывалось по всей технологической цепочке.
– Вчера, например, мы были загружены полностью, – рассказывал мастер Геннадий Чеков из первого механосборочного, – зато сегодня делать нечего. А все потому, что нет заготовок. Особенно кузнечно-прессовый корпус подводит... Видишь график? Вот эту деталь еще не начинали делать, хотя в целом идем с опережением графика. А вообще-то обидно: из-за разных мелочей теряем задел, который с таким трудом создавали. Если взять всю пятилетку в целом, мы только Григорию Михайловичу Мухину, соседу нашему, уступаем. А посмотреть показатели за прошлый год – то пятое, то десятое место!
Говорил о том же и партгрупорг, молодой токарь Сергей Савинов:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.