Питерский рабочий, торпедист Кучеренко, член редколлегии судовой газеты «Боевой, до места» и бригадирных электриков, рассказывал нам о себе:
- Сначала я попал в» учебную команду. Там учили строю, познакомили вообще с флотом: как, что, где и почему. Потом уже занялись и ло специальности. Выбрали меня минером, так и пошел по этой части. Знакомого со специальностью меня списали на эсминец, где я плавал более года, заведуя участком у минного аппарата. Теперь идут все время занятия: боевая подготовка, усвоение новейшей техники, вахта на корабле. Так и течет служба. Не заметишь, как пролетят годы в работе...
Быстро, как радиоволны, мчится к верхушке мачты боевой сигнал. Корабль готовится к бою. Задраиваются люки, люди становятся на места. Они приступают к работе. Кочегары следят за котлами, турбинисты - за турбинами, электрики - за связью и всем электрическим оборудованием. Трюмные делают свое дело в трюме, комендоры наводят смертносные орудия «на врага», минеры работают у минных аппаратов. Наверху трудятся штурманы, рулевые, отрывисто отдает последние распоряжения «хозяин палубы» - боцман. И так весь бой, всю службу краснофлотец обучается своей специальности.
Становилось ясным, что германский крейсер и на этот раз уходит от преследовавшей его английской эскадры. Никакие уловки и схемы не приносили молодому английскому флагману легкой победы. Все старания преследователей были напрасными. Эсминцы ничего подозрительного не замечали, подводные лодки ничем не высказывали своих положительных наблюдений. Напрасно дозорные флагманского корабля бороздили жадными взорами по горизонту. Он был чист, как свежевымытая форменка моряка, и ничем не говорил о присутствии смелого врага.
И все же германский крейсер не ушел от гибели. Когда казалось, что спасение уже наступило и путь вперед совершенно свободен, предательски-лишний клок дыма, вырвавшийся из наклоненных труб убегающего крейсера, решил исход. С мачты вражеского линейного крейсера клок дыма заметили и в остальные двадцать минут события этого дня были закончены. Только вскинулись кверху тонкие мачты обреченного корабля и эсминцы подобрали несколько пленных...
Клок дыма! Как часто такой клок может решить судьбу корабля и боя!
Меньше дыма, товарищи-краснофлотцы!
Кто первым придет к финишу?
Какой корабль первым возьмет приз за «наименьшую дымность»?
Социалистическое соревнование не знает предела в выборе объектов. Социалистическое соревнование - это быль краснофлотцев. Ударник-это центральная фигура и в нашем Красном флоте. Перед каждым кораблем Красного флота лежит впереди заманчивая цель - стать всей командой ударной, превратить весь корабль в ударный, образцовый...
На подшефном крейсере проходит в присутствии приехавших шефов слет ударников.
Первым берет слово черноглазый политрук. Каковы объекты и итоги соревнования?
- Соревнованием охвачены все специальности корабля. А ударников - 85 процентов всей команды. Соревнуются на лучшее знание своей специальности, на скорейшее овладение новейшей военно-морской техникой; на лучшее знание военно-морского дела, на лучшее политическое развитие краснофлотцев, на укрепление железной революционной дисциплины, на, всемерное улучшение культурно-бытового обслуживания краснофлотцев...
Конкретные показатели - залог успеха социалистического соревнования. А успехи - налицо! Пусть скажут, что кочегары не работают лучше всех! Пусть посмеют заявить, что после кочегаров сейчас же не идут трюмные! А на много ли отстают от передовиков электрики, турбинисты, минеры!?..
Индивидуальное ударничество-ключ к ударничеству бригадами; последнее - ключ к образцовому ударному кораблю.
Вы осторожно, зорко следя за повсюду выступающими механизмами, подвигаетесь в узком горле подводной лодки. Подводная лодка - необычайно сложный механизм; вернее, не механизм, а сплетение механизмов, настолько точных и чутких, что не всякий хороший высококвалифицированный рабочий в них разберется.
Вы идете в подводной лодке, а вам краснофлотцы-подводники показывают ту или иную деталь из вооружения или оборудования, измененную согласно рационализаторскому предложению электрика Васильева, минера Заздравных, моториста Норченко.
В ленинском уголке подшефного крейсера есть любопытная книга, по внешнему виду ничем не отличающаяся от других книг уголка. Разве только побольше она и чаще в нее заглядывают. Заглянем в нее, читатель. Перевернем крепкий надолго сделанный переплет, перевернем и первую страницу - своеобразное молчаливое вступление в интересный мир. На второй странице сверху, чуть-чуть отступая, стоит:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.