Златая цепь времен

Валентин Иванов| опубликовано в номере №1223, май 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Заслужившее внимания современников заучивается и заучивается с голоса, переписывается и поднимается по живой лестнице поколений как бы само собой, без приказа и понуждения.

Искусство защищается собственной силой прекрасного.

Россия, только в России – все время звучало у Шаляпина, все время им упоминалось.

«Моя мечта неразрывно связана с Россией. Моему сердцу, любящему Римского-Корсакова, роднее свирель на опушке леса», – говорил Шаляпин и тут же добавил: «Надо только помнить, что законное право симпатий к одному типу красоты и величия не исключает преклонения перед другими».

Для него иначе и быть не могло по русской широте души. Он вдохнул жизнь в не понятую до него итальянскими исполнителями оперу «Мефистофель» итальянского же композитора Бойто. Затем он заставил буквально весь многоязычный и разноплеменный мир понять и принять таких коренных русских творцов Прекрасного, как Мусоргский, Римский-Корсаков, Рахманинов. И нигде и никто не обижался. Не обижались и тогда, когда он пел по-русски: понимали.

Он искал высокого над собой, он хотел выразить больше, чем возможно человеческой силе. Поэтому его всегда преследовало сомнение, и жалило, и толкало: выше иди, еще выше, стремись! Себе он не лгал. Он настежь открывал свою душу в искусстве. Именно поэтому он прошел в нашем мире, как полномочный посол Руси и России, как такой был принят и остался таким.

Был ли он счастлив? Конечно же, нет! Как все в том обманчиво-плотном строю великих людей прошлого, куда его унес ветер времени, он боролся за недостижимое и оставил дверь открытой.

Он был более чем счастлив – он нес нам веру в высоту бытия, достижимую через красоту, свет которой ложится на наши дороги. Здесь подлинная реальность человеческой жизни, здесь ее сущность, а смерти нет.

Он жив – в таинственной области гения. И в том движении времени, которое ведомо нам по собственной нашей судьбе.

1972 год

Защити природу, человек!

...Национальные парки нам необходимы, как и заповедники, в интересах нации.

Сейчас и правительство и местные власти принимают решения об охране природы, водозащитных зонах, борются с загрязнением внешней среды. Этого мало. Нужны твердые правовые основы для защиты от разрушений, оправданных минутой.

Мне кажется, что пора создать документ национального значения, то есть основной закон. Нам необходима Конституция Прав Природы.

Шаг и время природы иные, чем шаг и время человека.. Поэтому статут, национального парка должен целиком утверждать, что хозяином парка является только природа, то есть дикие растения и животные. Какое-либо вмешательство человека в дела природы исключается, кроме редчайших: случаев бедствий, явно угрожающих нарушить самоустано-вившуюся естественную жизнь парка.

Сегодня вытеснение вольной природы кажется глобальным, необратимым процессом; не зная возможностей будущих достижений науки, мы все же можем понять, что наши потомки смогут извлечь из сохранных участков природы не только эстетические, но иные важнейшие ценности. Массовый туризм и массовый отдых трудящихся в зонах парков, заповедников не могут быть допущены. Конечно, придется проложить через парк несколько дорог, по которым можно будет допустить медленное, 10 – 15 километров в час движение машин без права выхода из них посетителей и под наблюдением проводника.

Национальные парки будут воспитывать любовь к Родине. И не только у молодежи. Одно сознание, что у меня, у нас есть заповедное неделимое богатство, поддержит каждого, способного слышать зов не только живота своего.

В последние годы мы стали кое-как думать о сбережении материальных памятников прошлого. Не только в наши дни, но и при дедах и прадедах мы все сносили, перестраивали, заштукатуривали старое, писали по-старому новое, гноили по небрежению архивы. Так было и у других.

Не ощущая – биологически – непрерывную связь поколений, я постигаю ее через национальные эмоции и через разум. Она служит опорой моему личному, ко многому обязывающему достоинству человека – как части нации и ее сегодняшнему воплощению.

Если бы удалось посетить русский город, пусть не такой древний, хотя бы XVI века, но подлинный, не бутафорский: я ведь не собираюсь надеть платье старинного покроя. И мне хотелось бы знать, что там-то и там-то есть кусок нетронутой русской природы с бортями дикого меда, с бобровыми гонами – эти обычнейшие угодья входили, в опись рядового владения всего десять – двенадцать поколений тому назад. Деды не позаботились о нас. Нам пора подумать о внуках, да и возможностей у нас куда больше, чем у дедов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены