В КАНУН ОТКРЫТИЯ XVIII съезда ВЛКСМ перед посетителями ВДНХ СССР широко распахнулись двери павильона, который хорошо знаком всему миру по Международной выставке в Монреале. Именно в этом павильоне начала свою работу Центральная выставка НТТМ-78. посвященная славному юбилею Ленинского комсомола.
Я хорошо помню первую выставку технического творчества молодежи, проходившую в 1967 году. Тогда на выставке было представлено 2500 работ молодых рационализаторов и изобретателей – лучшее из того, что сделали два миллиона участников смотра. Последняя выставка свидетельствует о том, что в борьбу за дальнейший прогресс науки и техники включились новые миллионы молодых людей. Сейчас армия участников Всесоюзного смотра научно-технического творчества молодежи насчитывает свыше 17 миллионов человек. Ежегодно на предприятиях и в организациях проводится свыше ста тысяч выставок НТТМ, где можно не только посмотреть на чью-то овеществленную идею, но и поучиться, самому задуматься над решением какой-то технической задачи. Выставки в первую очередь тем и хороши, что они учат, удивляют внимательных посетителей неожиданным решением, нестандартным мышлением. Каждая подобная выставка – свидетельство того, что научно-техническое творчество – одно из самых массовых движений советской молодежи, в котором участвуют рабочие и специалисты, колхозники и ученые, студенты и школьники, учащиеся техникумов и профтехучилищ...
Из множества экспонатов, представленных на выставке, мы выбрали всего три. И вовсе не потому, что они чем-то выделяются на общем фоне. Нет, скорее работы эти типичны для молодых новаторов. В них просматривается и научная дерзость, и трезвый расчет, и реальная фантастика.
– Придет время и, думаю, уже скоро, когда корабли и космические станции станут доставлять на орбиту по частям. А сборку и необходимый ремонт кораблей и станций космонавты будут производить в цехах таких орбитальных заводов, как наш, – сказал мне «заслуженный космостроитель» Алексей Поветкин, один из создателей «Долговременного сборочно-ремонтного орбитального завода «Советская Россия».
Всего три года существует кружок космического моделирования в подмосковном городе Пушкине. Но за это время работы юных моделистов побывали на многих всесоюзных и зарубежных выставках, завоевывали высшие награды на ВДНХ СССР и на всесоюзных конкурсах «Космос».
– Занимаются у нас ученики и четвертых классов и десятых, но нынешние семиклассники – основа кружка, – говорит руководитель юных конструкторов Константин Николаевич Мурашов.
Тридцать лет отдал Константин Николаевич авиации. Под гром реактивных двигателей мечтал иногда о рыбалке и грибных походах, а едва демобилизовался, сразу почувствовал, как не хватает ему неба и гулкого ритма аэродрома.
Маленькое здание станции юных техников, расположенное на окраине Пушкина, Мурашов увидел случайно, о таких станциях он раньше и не слышал, и все-таки решил зайти.
– Мне повезло, – признается Константин Николаевич, – сразу же нашел дело по душе.
Я думаю, что повезло и самой станции и в первую очередь пушкинским школьникам. Руководить кружком не каждый специалист сможет; мало любить дело – надо любить еще детей, быть терпеливым мастером и добрым наставником.
Модель космической станции или корабля рождается сначала в блокнотах, в школьных альбомах для рисования, каждый из кружковцев предлагает свой вариант. Каждый защищает свой проект, потом уже вместе отбирают лучший, изменяют его, дополняют. По признанию десятиклассника Константина Добровольского, «придумать всегда труднее, чем сделать». Костя в кружке считается «теоретиком», но он не хуже других управляется со сверлильными и шлифовальными станками, разбирается в радио- и электросхемах, владеет паяльником и слесарным инструментом. И, может быть, главное, чему учатся здесь ребята, – это трудолюбие и терпение, тщательность и точность в работе.
– И еще они учатся заглядывать за горизонт, – говорит Константин Николаевич Мурашов, человек, отдавший тридцать лет и три года небу и людям, – и я считаю своей основной задачей сделать вовсе не очередную модель космической станции, которая привезет для нас еще одну медаль. И модели и медали – только средство, цель – раскрыть способности ребят, подготовить творчески мыслящих, ищущих людей, способных проявить себя и за станком, и за кульманом, и за «штурвалом» космического корабля.
Несколько лет назад в кабинах метропоездов, построенных на Мытищинском машиностроительном заводе, место помощника машиниста занял... робот. Он, правда, совсем не похож на тех роботов, которых мы привыкли видеть в научно-фантастических фильмах и на выставках детского технического творчества. Несколько небольших ящиков, напичканных сложнейшей аппаратурой, взяли на себя основную работу по регулированию скорости, торможению. Система автоматического регулирования скорости (АРС) контролирует и работу самого машиниста, напоминает, если он забыл произвести какую-то операцию, следит за его состоянием. В общем, выполняет почти ту же работу, что и автопилот в современном самолете, только не над, а под землей. На рельсах метрополитена.
С появлением АРС вагоны метро внешне как будто ничем не изменились. Но только внешне. Автоматика и телемеханика, изменив условия работы машиниста, потребовали нового подхода к себе и со стороны тех, кто эти вагоны создает.
Есть на заводе небольшая обкаточная ветка. Всего километровой длины. На ней просто невозможно развивать современную скорость метропоездов в 80 километров. А испытывать сложную аппаратуру надо обязательно в работе, на самых различных скоростях, при самых разнообразных режимах. Может быть, надо строить новое обкаточное кольцо? И об этом одно время задумывались на заводе. Но оказалось, что можно задавать головному вагону любую скорость, даже если он неподвижно стоит на месте.
– Слышал, об АРСе? – спросил однажды электрика Льва Карулина инженер Саша Рябов. – Может, попробуем?
Уже их первая, еще черновая идея о группе приборов проверки системы АРС получила одобрение руководства завода. В сборочном цехе создали творческую бригаду, в которую вошли электрики, техники, инженеры. Возглавил бригаду молодой инженер Власов. И уже вскоре молодые новаторы разработали и сами изготовили оригинальный испытательный стенд.
Мне думалось, что стенд для испытания головного вагона метропоезда должен быть никак не меньше самого вагона, поэтому и удивился, увидев несколько небольших приборов, которые мог легко перенести с места на место один человек. Да и управляться с ними можно одному – они удобны, сразу выдают необходимую информацию, быстро обнаруживают места неисправностей или ошибочные сигналы. Их использование дает только Мытищинскому машиностроительному заводу около двухсот тысяч рублей ежегодной экономии.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.