«Жизнь здесь светла своей молодостью»

Александр Реутов| опубликовано в номере №1232, сентябрь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда с Александром Реутовым идешь по улицам Амурска, то чуть ли не каждый второй с ним здоровается. В этом, одном из самых молодых городов Дальнего Востока, Александр – человек известный. Приехал он в Амурск в 1965 году, когда городу было всего семь лет. До этого Александр, родившийся в Забайкалье, работал в Донбассе на шахте, исходил с геологами Кольский полуостров, был формовщиком на заводе железобетонных изделий в Хабаровске... Но в Амурске, как говорит он сам, «просто-напросто осел, и потому осел, что втянулся в общественные дела». Одним из главных таких дел для Александра был и остается музей. Сейчас, пожалуй, нет такого человека, кто побывал бы в Амурске и не зашел бы в этот дом на Комсомольском проспекте, где любовно собраны интереснейшие экспонаты, рассказывающие об истории города, о строительстве Амурского целлюлозно-картонного комбината – первенца лесохимии Дальнего Востока. Сегодня Амурский краеведческий – одна из достопримечательностей города. А началось все с того, что в райкоме комсомола Александру Реутову выдали удостоверение председателя совета по организации музея.

Круг интересов Александра разнообразен. Плотник-бетонщик, в свободное время он занимается живописью, вырубает из таежного дерева удивительные скульптуры, пишет стихи, фотографирует и активно сотрудничает в газетах.

Вот уже несколько лет Александр Реутов ведет дневники, некоторые страницы которых, написанные в разные годы, с разрешения автора мы предлагаем вниманию читателей «Смены».

Необходимость вести дневник возникла сама собой. Работая на стройке, занимаясь самостоятельно краеведением, живописью, скульптурой, графикой и фотографией, пробами в журналистике и литературе, чувствую, что в кипучей текучке не в состоянии удержать в памяти множество имен, встреч с интересными людьми, бесед с товарищами по бригаде. Жизнь, заполняя дни до предела различными заботами по работе и по дому, творческими поисками и общественными обязанностями, дает повод для массы размышлений. Для меня они важны и дороги: можно проследить, как ты растешь, движешься от упрощенного к сложному восприятию событий, происходящих в твоем коллективе, городе, стране, в мире.

Мне выделили комнату под художественную мастерскую. Рядом тайга, где всегда найдешь для резьбы и скульптур дерево различных пород. Можно приобрести на стройдворе и нужный распил из кедра или осины для моих композиций. Жизнь здесь светла своей молодостью.

Работаю в бригаде плотников-бетонщиков Ивана Шуркина. Народ подобрался солидный. Прокопий Егорович Кутьмин и Денис Егорович Лопатин – первостроители Комсомольска. Рядом с ними всегда собранный Геннадий Гаврилов, безотказный Александр Макаров, инициативный Николай Аристов, упрямец Иван Дуля.

Бригадир разворотливый, справедливый. С ним работать интересно всем. Он может организовать дело так, что не будет простоев. Когда надо, даст слабинку, а когда и запряжет, что семь потов сойдет. Может, оттого к нему льнут.

Благодаря ему и ко мне пришел вкус к строительному делу.

Верно, стройку не брошу. Нас перевели на закладку фундаментов дрожжевого завода. Работа предстоит большая, и ее надо форсировать по возможности быстрее.

Прошло больше полупэда, как приступил к работе над центральными композициями «Военной новеллы». Ее замысел возник несколько лет назад. Он видится мне как цикл композиций на темы Великой Отечественной войны. Всего их будет пятнадцать. Мне хочется рассказать в них о героизме и мужестве советских людей в годину испытаний, торжестве света и солнца над черными силами тьмы.

Был в райкоме партии и райисполкоме. Узнал радостную новость: в Амурске решено создать краеведческий музей. Уже и помещение для него выделено – на первом этаже в доме по Комсомольскому проспекту.

Перевез экспонаты, собранные за четыре года. Их больше тысячи. И каждый из них напоминает мне не только об увлекательных поездках за ними, но и о встречах с людьми различных судеб и характеров.

В большом котловане на месте будущего дрожжевого завода льем фундаменты. Как нулевикам, нам предстоит сделать основу для громадных конструкций, которые будут вслед за нами монтировать монтажники-высотники из бригады Валентина Макарова. Надо сделать так, чтобы все выдержало, а нам не пришлось бы краснеть. Пока дела идут споро, претензий нет, оттого-то и настроение бодрое. Даже стих сложился:

Черные фундаменты,

Белая пурга.

Выдерживай параметры.

Отступи, тайга!

– Чтой-то не очень гладко, – отозвался дед Прокопий Кутьмин.

Он уже в возрасте, но о нем не скажешь, что годы приглушили его энергию и силу. Как истый рассказчик, балагур, говорит образно и выразительно, слушать – одно удовольствие. Да и слово его на большой мысли настояно, потому и звучит убедительно. Он из числа первостроителей Комсомольска-на-Амуре, а потому агитатор и оптимист. Любит, чтоб было все четко и ясно. У знающего глаза видят больше. Потому-то его советы полезны и верны.

Ко всему прочему Кутьмин еще рыбак и охотник. Выходец из сибирского села, он любит природу, любительский промысел. На природе он и силы черпает, вот и крутится во время работы, как юла, – не успеешь за ним.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены