Приближалось время госэкзаменов. Но мою племянницу Люду Гашилову занимало предложение принять участие в подготовке программы для учебников нивхского языка. Люда была и обрадована и польщена. Обрадована потому, что ее младшие братья и сестра, дети сахалинских нивхов, скоро будут изучать родной язык. А польщена потому, что ей доверяют ответственную работу.
Люда задумалась. Что бы ей хотелось отразить в учебниках родного языка для начальной нивхской школы? Ей бы хотелось многое передать малышам, но в учебниках обо всем не скажешь. Отобрать самое важное...
Люда – одна из шестерых детей простой нивхской женщины, моей сестры, работающей няней в колхозном детском садике в Ногликах на северовосточном побережье Сахалина. Мать Люды училась в школе во время войны, закончила всего два класса. Малограмотная, мать сумела воспитать дочь и убедить ее в необходимости получить высшее образование. Люда, как и все дети народностей Севера, училась в школе на полном государственном обеспечении. Закончив десятилетку, она поступила на факультет народов Севера в Ленинградский педагогический институт.
В институте Люда прошла курс русского языка и литературы, родного языка и литературы народностей Севера. Она знает: народности Севера. бесписьменные до революции, за годы социалистических преобразований создали не только письменность, но и самобытную, яркую литературу. И тема о литературах народностей Севера займет подобающее место в нивхских учебниках. Люда отметит, что грамота не всегда является предвестником литературы. Ведь к североамериканским эскимосам стараниями католических миссионеров грамота и письменность пришли более двухсот лет назад. Но у них до сегодняшнего дня не появились писатели. А в нашей стране литература создается на 76 языках, и среди этих литературных языков свое место занимает нивхский.
Люда обязательно расскажет еще вот о чем. В древнейших сказаниях ее далекие предки обращаются к Ыфх-мифу (Сахалину), родине и кормилице своей, как к живому доброму существу, обильно одаряющему своих подданных рыбой и морским зверем, чтобы нивху жилось сытно, чтобы нивха обходили болезни, чтобы нивх в битве с многочисленными врагами, посягавшими на его землю, всегда одерживал справедливую победу.
Первых европейцев, посетивших Сахалин, поражало удивительно тонкое знание нивхами тахрй большой земли. Они прутиками рисовали на песке дельфиноподобное изображение и объясняли: вот Мифтёнгр – Голова земли со старческим подбородком Патыкры, вот Спина земли, вот ее Брюхо, а вот двухлопастный хвост – Мифнгатьх. И пройдет много десятков лет, пока европейцы с изумлением откроют, что у нивхов были рисованные карты, которые отличались большой точностью. Знаменитый мореплаватель Крузенштерн на свою беду поставит под сомнение сообщение нивхов о том, что их земля является островом. И это дорого обойдется науке. И потребуется еще много лет, чтобы появился замечательный русскии мореплаватель и ученый капитан Невельской, который с помощью нивха Позвейна сообщит просвещенной Европе, что Сахалин является островом. Но до встречи с Невельским нивхи переживут много драматических событий.
Как-то теплым днем старейший нашего рода, белоглавый и согбенный Мамзин, имя которого окружала слава великого добытчика, видно, чувствуя приближение времени ухода в Млыво – потустороннее селение, собрал ребятишек на нагретой солнцем песчаной дюне и, подслеповато глядя на играющий бликами залив Чайво, вскормивший несчетное количество поколений нивхского племени, поведал такую повесть.
Дело было в прошлом столетии. Жители Чайво однажды заметили судно. терпящее бедствие, на нем давно кончился запас пресной воды и пищи, его
сильно потрепало охотскими штормами. Нивхи дали иноземным людям пищу, указали единственный на песчаном берегу источник пресной воды.
Много дней стояло судно в мирном, гостеприимном заливе. Экипаж оправился от недугов, окреп. Жители Чайво помогли отремонтировать судно, снабдили запасом пищи и водой. А перед тем, как иноземцы покинули залив, они по-своему «отблагодарили» хозяев: ограбили селение, забрали пушнину, девушек...
И надо было Невельскому обладать неподдельным уважением к достоинству людей иного племени, чтобы нивхи в условиях жестокого грабежа и насилия со стороны заокеанских пришельцев выделили его, нашли в нем многие качества, созвучные с их незыблемыми законами добра и человечности, поверили ему. Именно встреча с Невельским заставила моих
соплеменников задуматься и сделать для себя важное открытие: по тому. как проявляет свое отношение к ним пришелец, можно определить принадлежность его то ли к племени американцев, то ли англичан или лоча – русских. Невельской же, отправляясь в далекое путешествие, взял на безусловное вооружение себе и команде принцип: никоим образом не притеснять коренное население заморских земель, проявлять к нему достойное человека почтение, помогать по возможности, умом и сердцем привлекать на свою сторону.
Нивхи поверили уму и сердцу русского капитана. Почувствовали, что народ Невельского может защитить нивхов от грабежа и разбоя, притязаний хищников-иноземцев. И мудрый Позвейн, проводник и друг экспедиции Невельского, собрал старейшин нивхских родов – держать совет. И обратился Большой нивхский совет к Невельскому, а через него к русскому народу с просьбой взять нивхов и их землю Ыфхмиф под свою защиту.
Ни Невельской, ни Позвейн тогда не предполагали, что царское правительство превратит нивхскую землю в каторгу, что поставит коренное население на грань катастрофы. Но восторжествовала историческая справедливость – на Сахалин пришла очистительная волна Октябрьской революции, поднятая в Петрограде русскими рабочими во главе с Лениным. И нивхи рука об руку с русскими построили новую счастливую жизнь. А у истоков великой дружбы между русским и нивхским народами стояли Невельской и Позвейн.
Да, Люда отразит в учебниках прошлое своего народа, чтобы дети почувствовали величие сегодняшнего дня.
...«В нашем селении бедняк – председатель Совета. Мы в Совет колхозников, бедняков и середняков избрали. Богачей, кулаков и шаманов не избрали. Советский закон говорит: своим трудом живущие люди, мужчины и женщины от 18 лет и выше, в Совет избираться могут». И еще: -Наша, нивхских женщин, жизнь очень скверная. Что бы ни было, своим умом жить не дают. Кулаки и шаманы нас. бедняков, закабаляя, богатеют. Нас, нивхских женщин, по-старинному только жить заставляют, как собак, на продажу держат. Давайте, женщины. старый закон бросив, по-советскому жить.» Это из первой нивхской учебной книги, изданной в Ленинграде в 1932 году.
В те годы Советское государство открыло в Ленинграде Институт народов Севера, и первые студенты-северяне, приобщившись к грамоте.
создали вместе со своими учителями – русскими учеными – первые учебники на родных языках.
А вот сегодняшний день:
.Ректору Государственного педагогического института имени А. И. Герцена т. Боборыкину А. Д.. секретарю парткома т. Жаркову А. П.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.