К 75-летию со дня рождения Я. М. Свердлова
Стояла поздняя осень. Смешивались с грязью первые снежинки. Переправа через Оку еще не работала. Но, несмотря на это, из разных концов Нижнего Новгорода на вокзал спешили рабочие, студенты, гимназисты. Максима Горького, их любимого писателя, царская полиция высылала из родного города.
По перрону с революционными песнями двигалась большая толпа. Впереди - высокая худощавая фигура Горького. Толпа гудела, волновалась... И вдруг разнесся сильный юношеский голос:
- Да здравствует Максим Горький! Да здравствует свободное слово! Да погибнет деспотизм!
Это был голос Якова Свердлова.
- Ура! - загремели собравшиеся.
3 декабря Свердлова арестовали. Так состоялось боевое крещение.
Не прошло и года, как за участие в демонстрации нижегородский губернатор снова приказал посадить Якова в тюрьму.
Осуществить это предписание удалось не сразу. Юный революционер, известный в охранке под кличкой «Малыш», уже имел немалый опыт конспирации. Скрываясь от полиции, он продолжал в Нижнем и Сормове подпольную работу.
в 1903 году, после II съезда партии, Свердлов без колебаний вошел в оформившуюся к тому времени в Нижнем крепкую группу большевиков - ленинцев. ЦК партии послал его уполномоченным на Урал, где он развил кипучую деятельность по объединению большевистских организаций.
В июне 1906 года жандармы в седьмой раз арестовывают Свердлова. В ответ на все вопросы он четким почерком записал в анкете: «Давать показания отказываюсь. Яков Свердлов».
Около трех с половиной лет провел Свердлов в тюрьме. А через два месяца после освобождения снова был арестован - на этот раз в Москве.
В 1912 году Свердлов - в далекой Нарымской ссылке. В это время в Праге проходила историческая конференция большевиков. На ней Якова Михайловича заочно кооптировали в члены ЦК и избрали в Русское бюро ЦК. Узнав об этом, Свердлов со всей присущей ему страстностью решил убежать из ссылки.
В темную сибирскую ночь, когда пароход «Колпашевец» давал уже третий гудок, по сходням вбежал Свердлов. Он не должен был показываться на палубе до Томска. Узнать его было нелегко - густая копна черных волос скрыта под широкой шляпой, пенсне нет. И все же местный писарь опознал Якова Михайловича.
Во время одной из остановок полиция начала обыск. Наконец в каюте первого класса стражники обнаружили спящего человека и стали будить его. Это был Свердлов. Зевая и потягиваясь, он протер глаза кулаками и засуетился:
- Это Колпашево? Спасибо, что разбудили. Я чуть не проспал, - и, расталкивая стражников, выбежал из каюты. Как раз в это время на пароход вошли друзья Свердлова.
- А, здравствуйте! - подошел к ним Яков Михайлович. - Представьте себе, я чуть было не проспал Колпашево...
Он начал так громко рассказывать об этом, что стражники растерялись. Значит, этот человек и не думал бежать, а поехал в соседнее село к друзьям в гости... Однако на всякий случай его задержали.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.