Этот город вы не найдете на карте, хотя он и будет носить популярное в наши дни имя - Братск. Как известно, нынешний Братск останется на дне морском: его затопят воды Ангары. Там, у Падунского порога, возводится сейчас гигантская гидроэлектростанция. Она вызовет к жизни огромный и богатый район Сибири, расположенный к северо - западу от Иркутска. Разовьется рудная и угольная промышленность, вырастет большой электрометаллургический завод, несколько деревообрабатывающих комбинатов. Преобразятся бывшие до недавних пор сибирскими захолустьями Тайшет, Тулун, Зима. От них сохранятся лишь старые названия.
Каким же он будет, новый Братск, город, существующий пока только в воображении архитекторов и инженеров, на их планах и чертежах, в расчетах и пояснительных записках?
Но прежде отвлечемся на минуточку. Чтобы лучше понять будущее, оценить его, обернемся назад, вспомним, к чему стремились строители?
Каждый человек, даже простой крестьянин, который испокон веков сам себе строил дом, был в какой - то мере зодчим. В меру таланта и средств он благоустраивал свой дом, украшал его, делал удобным и для жилья и для ведения хозяйства. И даже место для постройки он старался выбрать выгоднее и красивее. Иными словами, всякому человеку свойственно не только мечтать о лучшем будущем, но и строить его, не только в идеях, но и обставляя деталями быта. Все должно быть красиво и удобно, недорого и изящно, все должно быть подчинено одной цели - служить ему, человеку. Казалось бы, чего проще, что мешает осуществлению столь простой и понятной мечты?
Но почему же тогда старые города такие тесные, почему дома в них стоят, прижавшись друг к другу, будто хотят укрыть своих жильцов от солнечного света в каменных ущельях улиц и колодцах дворов, лишить их зелени и воздуха? Почему проекты крупнейших зодчих мира, воплощающие самые гуманные идеи градостроительства, оставались лишь мечтой о чем-то прекрасном, но далеком и несбыточном? Почему остаются на бумаге запроектированные ими «лучезарные города», полные света и зелени, воздуха и здоровья?
Ответ на эти вопросы мы находим в конфликте между устремлениями простых людей и общественными и экономическими отношениями, в несправедливости общественного устройства капиталистического мира, мира, где властвуют принципы частной собственности, где каждый стремится повыгоднее застроить принадлежащий ему участок земли.
Мечта о «городе солнца» может быть осуществлена лишь в государстве, где все принадлежит народу, где сама природа социалистического строя выдвинула девиз: все для человека, все во имя его блага. И нужно ли много говорить о грандиозном размахе жилищного строительства в нашей стране, если чуть ли не каждый советский человек так или иначе ощущает на себе ту энергию, с которой партия решает жилищную проблему. Вот только одна красноречивая цифра: в этом году города и поселки нашей страны получают каждую минуту пять новых квартир!
Но вернемся на берега Ангары, где строители Братской ГЭС уже укладывают бетон в здание электростанции. Архитекторы выбрали место для нового Братска не подле самой ГЭС, а в тридцати километрах южнее, на холмистом западном берегу будущего водохранилища, около Пьяновского затона. Здесь будет возведен комплекс лесопромышленных предприятий - деревообрабатывающих, мебельных и домостроительных заводов, целлюлозных и бумажных комбинатов. Рабочие их с семьями и будут составлять основное стотысячное население нового Братска.
Давайте совершим воображаемую прогулку по улицам будущего города. Один из авторов его проекта, архитектор Я. Грозовский, вызвался быть нашим экскурсоводом. Сейчас на строительной площадке только начинают разворачиваться работы. Поэтому нам приходится путешествовать по планам и макетам, расставленным и развешанным в мастерской № 6 Государственного института проектирования городов.
Жителям старых промышленных городов часто приходится дышать дымом, плывущим из заводских труб. В Братске же воздух будет исключительно чистым и свежим. Жилые кварталы города будут отделены от его промышленного комплекса полосой густого таежного леса шириной более двух километров. «Полосой здоровья» называют ее архитекторы и проектировщики нового города.
Но, может быть, рабочим будет трудно добираться на работу? Нет. Заводы с городом свяжет электрифицированная железная дорога. Каких - нибудь 20 - 30 минут потребуется ежедневно на то, чтобы добраться до заводов и обратно. До деревоперерабатывающих предприятий, расположенных ближе, протянутся трамвайные линии.
Надо сказать, что забота о создании здорового города, с чистым воздухом и массой зелени была одной из важных целей архитекторов. И эта задача успешно решена проектировщиками: соседство леса и огромного водоема, который по праву образно называют морем, помогло в осуществлении замысла.
Центральные площади Братска объединяет большой бульвар. Здесь расположились городские учреждения, Дом советов, театр, гостиница, универсальные магазины и другие здания. Фасады Дома советов и театра привлекательны своей простотой и лаконичностью. Они свободны от помпезных колоннад и пышной лепнины фасадов, свойственных для общественных зданий постройки недавних лет.
Следует заметить, что и жилые корпуса города прекрасно обходятся без декоративных украшений, прозванных «архитектурными излишествами». Простые, светлые здания с большими окнами, которые благодаря новой конструкции рам пропускают в комнаты много света. Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что жилые дома выполнены по одним и тем же типовым чертежам. Однако облик улиц и площадей от этого нисколько не пострадал. Планировка кварталов организована так умело, что несколько типов домов, чередуясь между собой, создают впечатление разнообразия. К этому надо добавить различную окраску домов и отдельных деталей, зелень, обильно декорирующую улицы и дворы.
Кстати о дворах. В привычном понимании дворов в Братске вообще нет. За домами, внутри кварталов, разместились большие скверы, детские и спортивные площадки, небольшие бассейны и пруды. Здесь же - детские сады и ясли, школы. И лишь кое - где маленькие хозяйственные постройки коммунального характера и гаражи.
Планировщики позаботились и о других нуждах будущих жителей города, постарались организовать их быт таким образом, чтобы он не был обузой, чтобы у человека оставалось как можно больше досуга. Не говоря уж о том, что квартиры (а каждая семья получит отдельную квартиру из расчета по двенадцати квадратных метров на человека) будут оборудованы всеми видами современных удобств - таких, как газовая, а впоследствии и электрическая кухня, ванна, горячее водоснабжение, - в городе будет достаточное количество прачечных, столовых и магазинов, кинотеатров и библиотек.
Было время, когда архитекторы видели главную свою задачу в создании красивого внешнего облика города, их больше всего занимала эстетическая сторона проектов. Они много думали, как украсить фасады зданий, как обстроить площадь, чтобы она выглядела торжественно, величественно или, наоборот, интимно, спокойно (в зависимости от того, какой задумана эта площадь), и чуть ли не совсем упускали из виду, казалось бы, простые житейские, но очень важные для будущих горожан потребности.
Партия объяснила архитекторам их задачу: строить не только красиво, но удобно и дешево, думать, заботиться о нуждах людей.
Строители учли критику партии.
Авторов проекта нового Братска волновала не только красота его будущего облика. Они много думали и над такими деталями: сколько времени потребуется хозяйке, чтобы отнести белье в стирку или сходить в продовольственный магазин, сколько потребуется времени, чтобы дойти до автобусной остановки и доехать до работы? Иными словами, архитекторы выступают здесь и как заботливые хозяева города, ответственные за вкусы будущих его обитателей и за их быт.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.