Живые краски творчества

опубликовано в номере №1244, март 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Писатель и время. Писатель и пятилетка. Эти слова мы встретим на обложках многих книг, в рубриках многих изданий. Публицистические выступления литераторов составили уже и продолжают пополнять не одну серию: «Письма с заводов и фабрик», «Писатель и время», «Шаги» – ежегодник Союза писателей СССР и другие.

Откроем один из последних выпусков ежегодника. Проблемы воспитания подростков, наставничество, содружество геологов Монголии и СССР, ударное строительство ЛЭП-750, использование атома в мирных целях – вот далеко не полный перечень тем, с которыми выступают в сборнике писатели Федор Абрамов, Юрий Полухин, Владимир Тендряков, Бронислав Холопов, Илья Фоняков. И, возможно, в этих очерках – прообразы героев будущих произведений писателей. Ведь не только в кабинете, а в непосредственном общении с человеком труда, с созидателем работает писатель, обогащается знанием жизни, исследует ее, обнаруживает явления, питающие его ум и чувства, его творчество. Так и только так рождаются произведения, насыщенные актуальными проблемами, дающие высокие примеры нравственной чистоты тружеников заводов и полей.

Знание живой жизни, глубокое проникновение в многосложный процесс духовного и гражданского становления современника – вот главная, определяющая, живая краска творчества.

Горький, встречаясь с молодыми писателями – по сути, с будущим советской литературы, – всякий раз подчеркивал, что без обретения этой краски не может состояться настоящий писатель, народный писатель. Он призывал продолжить традиции, зародившиеся в недрах русской классической литературы. Разве не замечательно, что Дмитрий Мамин-Сибиряк пришёл к всемирно известным «приваловским миллионам» именно после множества страстных, отмеченных талантом публициста, ясностью видения жизни очерков об уральских заводах и фабриках, о работе сплавщиков, после великолепных путевых заметок «От Урала до Москвы». Классики русской литературы потому и оставили литературное наследие поистине общенародной ценности, что самые яркие краски их творчества были почерпнуты из жизни, приукрасить которую им не позволяла сама суть таланта – его гражданственность. Потому и говорим об их произведениях: памятники литературы.

Ныне мы видим наших писателей, признанных и начинающих, на строительной площадке, в колхозе, в заводском цехе; писательские посты по инициативе литературно-художественных журналов и газет организованы на крупнейших объектах пятилетки, в краях и областях, развитию которых партия уделяет самое пристальное внимание. Посмотрите, на какие расстояния простирается это творческое содружество литературы с производством: КамАЗ и БАМ, Тюмень и Нечерноземье, Нурекская ГЭС и Чебоксарский тракторный...

А если говорить о маршрутах писательских бригад, то география их действительно необъятна – вся страна.

Как не вспомнить в связи с этим горьковские идеи о сериях «История фабрик и заводов», «История деревни», большую творческую и организаторскую работу писателя над созданием сборника «Две пятилетки». Ведь это – истоки советской литературы, ее первооснова. То, из чего выросло множество талантливых произведений о рабочих, сельских тружениках, о солдатах Великой Отечественной, о людях науки, чем по праву гордится советская литература, в чем советские писатели выступили первооткрывателями новых тем, новых художественных средств изображения действительности. Конечно, было бы неверно представлять, что общение писателя с его героем должно выглядеть примерно так: герой работает на поточной линии, и тут же писатель гайки, скажем, вместе с ним закручивает – вот оно, мол, непосредственное общение литературы с производством. Нет, это было бы примитивно и бесполезно.

Вырастить хлеб – большое искусство. Написать документальный очерк о хлеборобах – высокое искусство. Написать о них повесть или роман – великое искусство. Хлебороб трудится на земле, трудится над колосом, рожденным землей. Писатель же должен потрудиться не только над произведением, но и как бы стать и колосом и хлеборобом, его взрастившим, – увидеть красоту, поэзию труда человека, о котором пишет. И, главное, не упиваться. только красотой, но помнить и о суровой правде жизни. И если , не сумеет писатель сделать эту главную краску – живое движение жизни народной – яркой, достоверной, сочной, то читателю придется довольствоваться «безбелковой» духовной пищей.

В последнее время мы становимся свидетелями того, что пьесы, повести, поэмы о человеке труда стремительно завоевывают популярность, завоевывают заинтересованную читательскую аудиторию. Потому что все больше и больше литераторов, молодых в том числе, осознают, что нет иного для их творчества пути, как оказаться, по образному выражению Всеволода Вишневского, у времени в плену. У времени, в которое неизмеримо возрастает ответственность литератора за свое слово перед читателем.

Нынешняя пятилетка проходит на гребне научно-технической революции. А это значит, что самым насущным вопросом становится сейчас овладение новой, невиданной доселе техникой, системами автоматизации, культурой производства. Современный рабочий – это специалист высокой квалификации, человек развитых способностей. И вот в развитии способностей, в повышении общего культурного уровня советских людей важнейшее место занимает книга. Заметьте, велики цифры тиражей, а потребность в книге еще не совсем удовлетворена, недаром Советский Союз называют самой читающей страной мира. Литература у нас, безусловно, влияет на социальный прогресс, безусловно, является активнейшим борцом за прекрасное завтра страны, его созидателем. Поэтому писатель не может, просто не имеет гражданского права оставаться только беллетристом. Эпоха бурного развития науки и техники, порождающая новые характеры, новые конфликты, новые проблемы, требует от него ясной гражданской позиции, дара воспитателя, активности публициста – иными словами, общественной активности.

Следуя горьковским традициям, советские писатели стремятся разнообразить и укрепить связи литературы с жизнью народа. Прекрасным проявлением этого стремления стали дни советской литературы. Они прошли во многих республиках, краях, областях, городах и доказали, что непосредственное общение, диалог необходимы и читателям и писателям. Именно в нем рождается взаимопонимание, происходит взаимообогащение.

Радует, что это осознают й молодые писатели. Литературная молодежь – постоянный участник читательских конференций, дней литературы, круглых столов, проводимых комсомолом и писательскими организациями на предприятиях и стройках. Часты встречи с земляками – тружениками полей Оренбуржья – прозаика Петра Краснова; шахтеры-дальневосточники хорошо знают произведения Александра Плетнева; заводская молодежь Москвы и Подмосковья любит стихи Олега Кочеткова. Все они – участники VI Всесоюзного совещания молодых писателей. Все они пришли в литературу с трудовой биографией: Плетнев – шахтер, Кочетков – слесарь, Краснов много потрудился на полях родного колхоза. Им знакома жизнь, они несут ее приметы, ее краски в свое творчество, всякий раз сверяя с ней: а не тусклы ли они, не стерты ли? И хочется надеяться, что прозвучавшие на семинарах VII Совещания имена талантливых прозаиков-поэтов, критиков, драматургов прозвучат потом вот так же широко и по стране. И читатели увидят в книгах молодых страстное желание быть рядом, быть вместе с ними – в труде, в свершениях, в заботах, в раздумьях о жизни.

И не назовешь иначе, чем делом прекрасным и нужным, начинание комсомола и Союза писателей – создание серий произведений молодых.

Закончена и удостоена премии Ленинского комсомола серия «Молодая проза Сибири». Родившаяся по инициативе ЦК ВЛКСМ и Госкомиздата РСФСР в ходе совещаний молодых писателей, она явилась как бы постоянно работающим творческим семинаром. И символично, что пятидесятый, последний, ее том, составленный из публицистических очерков начинающих литераторов о важнейших комсомольских стройках Сибири, был назван «Созвездие Сибири» – такое название четко отражало смысл книги: создать картину героических дел молодежи Сибири.

Начала выходить серия «Молодая проза Дальнего Востока», талантливые произведения начинающих авторов печатаются в сериях «Молодые голоса» издательства «Молодая гвардия», «Первая книга в столице» издательства «Современник». Почти в каждой республике существует издание или библиотечка, в которой молодым – «зеленая улица».

Девиз нынешнего VH Всесоюзного совещания молодых писателей – «Герои великих строек коммунизма – герои молодой советской литературы». Почему выбран именно такой девиз? ПотомУ> что в размахе великих новостроек особенно ярко проявляется характер современника, ощущается ритм свершений, пульс эпохи. Молодой литератор, обращаясь в своем творчестве к трудовому подвигу первопроходцев, оказывается соучастником самых ударных дел, самым непосредственным образом соприкасается с жизнью.

Учитесь у жизни, будьте рядом со своим героем: рабочим, сельским механизатором, инженером, ученым – к этому призывает старшее поколение писателей молодую литературную смену.

Призывает и подает пример истинной гражданской активности.

Леонид Ильич Брежнев подчеркивал: «...чем теснее связь художника со всей многогранной жизнью советского народа, тем вернее путь к творческим достижениям и удачам». Молодым художникам слова, чей путь в литературу только еще начинается, – это лучшее напутствие.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В июльском номере читайте о трагической судьбе младенца-императора Иоанна Антоновича, о жизни и творчестве замечательного писателя Ивана Лажечникова, о композиторе Александре Бородине - человеке весьма и весьма  оригинальном, у которого параллельно шли обе выбранные им по жизни стези – химия и музыка, об Уильяме Моррисе -  поэте, прозаике, переводчике, выдающимся художнике-дизайнере, о нашем знаменитейшем бронзовом изваянии, за которым  навсегда закрепилось имя «Медный», окончание иронического детектива  Елены Колчак «Убийство в стиле ретро» и многое другое



Виджет Архива Смены