– Всего двадцать три года минуло с той поры, когда в Советском Союзе был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. Но за этот относительно небольшой срок человек так многого добился в освоении космического пространства и практическом использовании этого достижения, что сейчас просто трудно представить время, когда не было спутников. Даже само понятие «космос» ныне воспринимается совсем иначе, чем прежде. Теперь оно в первую очередь ассоциируется не с изначальным его смыслом – межзвездным пространством, таинственной Вселенной. – а с чем-то конкретными и очень привычным: очередными стартами ракет, новыми спутниками, многомесячными вахтами космонавтов на орбитальных станциях, с картами погоды, переданными на Землю с высоты в сотни километров и в тот же вечер показанными миллионам телезрителей; наконец, со спортивными событиями, которые происходят где-нибудь на краю света и которые в тот же самый момент можно наблюдать на экранах всех континентов... Пожалуй, в истории человечества трудно припомнить какое-либо другое научно-техническое достижение, которое вот так же быстро и прочно вторглось в повседневные дела людей, стало плодотворно трудиться...
– Я думаю, оперативность, с какой люди стали использовать космическую технику для решений своих земных проблем, вполне закономерна. В эпоху научно-технической революции. которую мы сейчас переживаем, время как бы уплотнилось, сократился промежуток между научным открытием или техническим достижением и их практическим применением. Особенно, если в результате использования такого открытая или достижения может быть получен колоссальный экономический эффект, подобный тому, какой дает эксплуатация космических аппаратов.
К 1957 году, к моменту нашего первого шага в космос, уровень различных теоретических и прикладных отраслей знаний, развитие техники были настолько высокими, что запуск спутника – как ни сенсационно выглядело тогда это эпохальное событие – явился естественным и логическим детищем достигнутого ранее, его продолжением, разумеется, на качественно новой, более высокой ступени.
С другой стороны, успехи в науке и технике, обеспечившие создание и запуск первых спутников, одновременно подготавливали базу для широкого использования уникальных условий, которые могли быть созданы для различных исследований на искусственных орбитальных платформах. Если с известной долей условности использовать политэкономический термин, то в данном случае предложение как бы заранее подготавливало спрос. И стоило человеку вырваться в космическое пространство, он очень быстро нашел практическое применение новому достижению. Насколько стремительно этот процесс развивался у нас в стране, можно судить по тому, что уже
XXIV и XXV съезды КПСС в своих исторических решениях наметили широкую программу использования искусственных спутников Земли в интересах различных отраслей науки, техники, народного хозяйства страны.
– Каких, например?
– Сегодня трудно перечислить области человеческой деятельности, где ныне не используются данные, полученные с искусственных спутников.
С помощью космической техники исследуется околоземное космическое пространство и планеты солнечной системы, проводятся измерения формы и размеров Земли, ее гравитационного и магнитного полей, осуществляется дальняя радиосвязь и трансляция телевидения, прогнозируется погода, обеспечиваются воздушная и морская навигации, картографирование, изучаются природные ресурсы Земли. Спутники нашли себе работу в астрономии. металлургии, кристаллографии, медицине, биологии, физике... Но, как говорится, нельзя объять необъятное. Потому, если не возражаете, несколько подробнее остановлюсь только на одной из областей применения спутников – изучении естественных производительных сил с помощью дистанционного зондирования Земли из космоса, чем именно и занимается госцентр «Природа».
– Прежде чем вы. Юрий Павлович. расскажете о конкретных работах. не могли бы вы объяснить суть дистанционного зондирования, на чем оно основывается?
– Как известно, все природные объекты имеют свойство поглощать, отражать или генерировать электромагнитные излучения определенного спектрального состава и интенсивности. Эти излучения могут быть зафиксированы специальными приборами, установленными на борту космического корабля. Переданные на Землю показания приборов можно дешифрировать, интерпретировать и по ним судить о размерах, характере, состоянии тех или иных природных объектов, чтобы потом эти данные использовать в интересах народного хозяйства.
– В каких, например, областях?
– При изучении строения Земли и поиске полезных ископаемых: в землеустройстве, при разработке проектов строительства каналов, гидроэлектростанций, промышленных комплексов: изыскании трасс путей сообщения, нефте- и газопроводов; в исследовании морей и океанов для организации более эффективного промысла рыбы и морепродуктов; при изучении почв, эрозийной опасности, определении кормовых ресурсов, сроков созревания посевов и так далее и так далее. Естественно, информацию, идущую со спутников, можно использовать в сочетании с данными, полученными традиционным, наземным путем. В результате наше представление о том или ином объекте или явлении становится более полным и, если можно так выразиться, объемным.
Преимущества дистанционного зондирования Земли из космоса при исследовании естественных производительных сил были быстро оценены и наукой и практикой. Достаточно сказать. что ныне «потребителями космической информации являются более четырехсот научных, проектно-изыскательских и производственных организаций Советского Союза, тысячи ученых и специалистов. Эта область стала ныне сферой международного сотрудничества. Изучение при-. родных ресурсов с борта орбитальной станции «Салют-6» было включено, как известно, в программу полета экипажей. в составе которых работали космонавты Советского Союза и стран социалистического содружества.
– Можно считать дистанционное зондирование Земли из космоса продолжением аэрофотосъемки и использования авиации в исследовательских целях? Разумеется, продолжением на более совершенной технической основе.
– Да. но со значительными оговорками, даже с известной долей условности. Различия в высоте и скорости полета создают качественно новые условия дл« проводимых работ. Некоторые области исследования были бы просто невозможны без искусственных спутников. Именно поэтому космическая техника стала фундаментом научно-технической революции в природоведении и создала новое направление в науке – космическое природоведение.
Разумеется в становлении новой отрасли науки огромную роль сыграла и авиация, ее опыт. Человеку было проще сделать шаг от исследовательского. самолета к исследовательскому спутнику, чем в ;вое время найти научное применение «летающей этажерке», каким был первый аэроплан, долго остававшийся занятным аттракционом. И все-таки по своему совершенству, по возможностям, которые она дает исследователям, космонавтика обеспечивает настолько высокий качественный уровень техники, что ее трудно даже сравнивать с авиацией.
– Видимо, на этих технических преимуществах в значительной мере базируется и экономическая эффективность исследований природных ресурсов Земли, ведущихся из космоса?
– Несомненно.
– Тогда, может быть. Юрий Павлович. вы коротко остановитесь на них?
– Это необходимо сделать, чтобы в дальнейшем стали понятны экономические выкладки.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.