Земля, наполненная музыкой и солнцем

Светлана Подорванова| опубликовано в номере №1292, март 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Председатель республиканского Совета творческой молодежи Вениамин Апостол, который является главным режиссером театра имени А. С. Пушкина, отмечал высокий профессиональный уровень многих ребят студии «Данко».

– Ребят из «Данко» хорошо знают не только у нас в республике, но и во многих городах нашей страны. ЦК комсомола Молдавии направлял театр-студию в творческие командировки на БАМ, в Красноярский край, в Тюмень. Со спектаклем «Малая земля» студийцы побывали на Саяно-Шушенской ГЭС, в Минусинске, Абакане.

Думаю, известность театра в нашей республике объясняется не только броским репертуаром, но, я бы сказал, демократичностью... Сюда может прийти любой человек, который когда-либо мечтал или мечтает стать актером, здесь нет конкурса. И знаете, кто этим воспользовался в первую очередь? Родители. В театре-студии три возрастные группы: детская, подростковая, ну и, конечно, взрослая. Так вот, родители стали приводить подростков. 14 – 16 лет, сами знаете, – трудный возраст. Кружки при Доме пионеров для них уже не интересны, в музыкальную или художественную школу идти поздно, а увлечь надо ведь чем-то. Главный режиссер студии Борис Довженко считает, что задача любительского театра еще и в том, чтобы помогать семье и школе воспитывать подрастающее поколение. И что интересно – в студии железная дисциплина, требования самые жесткие, без поблажек и оговорок, а подростки, часто самые непослушные и избалованные, считают большой честью попасть сюда.

– Театр-студия мечтает когда-нибудь перейти на профессиональную сцену. Может быть, давке стать столичным ТЮЗом. Это стремление можно понять. Некоторые любительские -коллективы настолько сильны, что порой могут даже соперничать с профессиональными...

– Как бы талантлив человек ни был, но школа, определенные законы мастерства, познаваемые только в процессе учебы, ему необходимы. Действительно, многие известные теперь у нас и за рубежом актеры – например, Мария Биешу и Тамара Чабан – пришли из самодеятельности. И довольно-таки часто некоторые самодеятельные коллективы переходят в профессиональные. Как правило, вокально-инструментальные ансамбли. Но что характерно: истинно народные коллективы, в основе которых лежит самобытная, чудесная молдавская музыка, которые словно бы хранят музыкальный фольклор в своей первозданной свежести и чистоте, не спешат переходить в профессионалы. Это и народный оркестр «Чобэнаш», вот уже более тридцати лет прославляющий народное и современное молдавское искусство, и народный ансамбль песни и танца, один из первых коллективов, удостоенный звания лауреата премии молдавского комсомола имени Бориса Главана – « Приетения». А по уровню мастерства эти коллективы смело можно назвать профессиональными.

Главное не в том, каков статус коллектива – любительский или профессиональный. Главное – постоянный творческий поиск, растущее из года в год исполнительское мастерство.

Большое развитие получило шефство профессиональных коллективов над художественной самодеятельностью предприятий, колхозов и совхозов республики. Столичный театр имени А. С. Пушкина многие годы шефствует над народным театром села Бужор Котовского района. И здесь важно не только то, что профессиональный театр оказывает помощь народному: оформлением спектаклей, реквизитом, показом основ сценического мастерства. Важно и другое – бужорский народный театр стал снабжать кадрами профессиональный театр. Режиссеры отбирали наиболее талантливую молодежь для учебы в студии при театре, а затем приглашали работать уже на профессиональной сцене. Как видите, происходит взаимообогащение.

Хочу подчеркнуть, что театральная молодело» вообще пользуется, может быть, даже повышенным вниманием. В последнее время в республике главные театральные площадки были почти полностью отданы молодежи. Например, ни один спектакль молдавского театра оперы и балета не прошел так, чтобы не представить любителям музыки нового певца и танцора. В этом еще и заслуга мастеров сцены. Ведущие солисты театра Мария Биешу, Алла Алешина, Борис Раисов внимательно следят за поисками молодых, радуются их успехам, помогают в начинаниях. И, может быть, благодаря этому молодым не только доверяют исполнять ведущие партии в репертуаре театра, но и создаются целые молодежные спектакли. Например, большим событием стали оперы «Евгений Онегин» и «Зори здесь тихие»: в них была занята только молодежь.

– Наша редакция часто получает письма от работников клубов и Домов культуры, в которых звучит тревога: молодежь неохотно идет в клубы, предпочитая посещать дискотеки – там звучат современные ритмы, происходит знакомство с новыми эстрадными именами, а кружки и самодеятельность, мол, вызывают у парней и девушек скуку, никто их не посещает...

– Хочу вас сразу перебить. У нас в клубах и Домах культуры кружки народного танца или музыки настолько популярны среди молодежи, что нет необходимости «затаскивать» молодежь насильно, чтобы сохранить традиции национального искусства. Ведь наш народ часто называют «танцующим народом». Всему миру известен прославленный коллектив, лауреат премии Ленинского комсомола, Государственный академический ансамбль народного танца «Жок». А сколько подобных ансамблей по всей республике! Действительно, Молдавия – край танцующий. Разумеется, любят танцевать не только в Молдавии, но это характерная национальная черта, которая сразу бросается, в глаза, особенно со стороны. Ни одно семейное торжество не обходится без народных танцев: зажигательных, быстрых, под цимбалы, скрипки...

Видимо, две формы – старая и новая – в досуге и организации самодеятельности должны развиваться параллельно. Но какие бы модные увлечения ни набегали волнами на молодежь, они быстро отступают, оставляя неизменными вечные формы народного искусства.

К организации же дискотек комсомол привлекает в первую очередь молодых, но уже широко известных композиторов. Сейчас настало именно то время, когда к вопросу о дискотеках комсомол подошел вплотную. Думается, без участия творческой молодежи, вернее, помощи с ее стороны, эти проблемы не решить. Ведь дискотека – это не только досуг. Это и воспитание молодежи, развитие эстетического вкуса, правильного понимания всевозможных направлений в музыке, ее стилей. К тому же дискотеки должны быть красиво оформлены, а для этого необходимо участие художников, дизайнеров. Нужно приглашать туда музыковедов, которые рассказали бы о рок- и поп-музыке, о джазе, о стиле кантри, приглашать исполнителей бального танца.

Еще рано говорить о результатах проделанной работы в этой области – не везде она ведется эффективно. Но все чаще и чаще появляются положительные примеры. Так, в Тирасполе горком комсомола организовал дискотеку при Дворце культуры «Современник». Для оформления ее были приглашены студенты художественно-графического факультета педагогического института. Диск-жокеи, как правило, – студенты музыкального училища. А когда в Тирасполь приезжал один из самых популярных композиторов Молдавии, Евгений Дога, комсомол пригласил его выступить в дискотеке. Диск-жокеи провели с композитором своеобразное интервью. Звучала его музыка, песни, Евгений Дмитриевич рассказывал ребятам о своем творчестве, о современном направлении в музыке.

– И последний вопрос. Мы говорили об организационных и воспитательных формах работы с творческой молодежью. Но материальная помощь – я, естественно, не имею в виду только денежное ее выражение – это ведь тоню немаловажный аспект?

– Разумеется. Комсомол помог создать в крупных культурных центрах республики хозрасчетные мастерские для начинающих художников, содействовал увеличению ежегодных ассигнований на заказы и приобретения работ молодых драматургов, композиторов, добился учреждения для выпускников художественных вузов золотых и серебряных медалей с предоставлением медалистам права на стажировку у крупных мастеров.

Одновременно идет поиск новых дарований и талантов, чтобы активно вовлекать их в общественную жизнь и пропагандировать их лучшие произведения. Райкомы и горкомы комсомола совместно с Советом творческой молодежи организовывают выставки молодых художников, архитекторов, мастеров прикладного искусства, а лучшие произведения рекомендуют для участия в республиканских и всесоюзных выставках. Работы многих наших молодых художников, графиков, скульпторов – назову лишь некоторых: Мария Сака-Рэчилэ, Сергей Галбен, Михаил Статный – отмечены дипломами Союза художников СССР.

Учим мы молодых и умению выполнить конкретный социальный заказ. Допустим, строится детский клуб или детское кафе. Комсомол поручает художникам и дизайнерам оформить его. Прославились молодой рабочий или солдат своими делами – опять же комсомол шлет художника, поэта, писателя с наказом: показать в своих произведениях героев труда, будни Советской Армии. Нужно сказать, что творческая молодежь республики на самом высокохудожественном уровне выполняет эти почетные задания.

Праздничная Неделя творческом молодежи подходила к концу. В Кишиневе, в концертном зале «Октомбрие», заканчивались последние приготовления к заключительному торжественному концерту. Молодые актеры, композиторы, художники, кинематографисты возвращались из городов и районных центров республики, где встречались с такими же молодыми людьми – рабочими и колхозниками, которым дарили свой талант, свое вдохновение.

Л в Тирасполе, может быть, в это самое время четыре парня и одна девушка пришли на обычную репетицию своего оркестра народных инструментов «Тараф». Но Дворец культуры готовился к ремонту, комнаты е вынесенной мебелью выглядели уныло и сиротливо, и ребята взяли скрипки под мышку, подхватили легонько, казалось, неподъемную цимбалу и спустились в парк. Солнце медленно скатывалось за деревья, когда веселая, необычайно жизнерадостная «Молдовеняска» разогнала тишину засыпавшего парка. Редкие прохожие стекались на зовущую к безудержному танцу музыку и, приплясывая, стояли поодаль, боялись подойти ближе к музыкантам, боялась спугнуть музыку. Но осторожность была излишней. Молодые музыканты были настолько увлечены мелодией, что, казалось, только эта музыка и сверкающие в лучах заката листья кружились в осеннем золотом парке.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены