Земля, наполненная музыкой и солнцем

Светлана Подорванова| опубликовано в номере №1292, март 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

– К сожалению, не по забывчивости – нечего сказать. Нет ярких произведений, а в тех, что есть, не видишь жизни – только неумело сконструированную модель. Видно, в прозе мало даже самых чистых и возвышенных чувств, которые проявляются в стихах молодых поэтов, нужен более основательный жизненный багаж.

– Владимир Васильевич, для того чтобы художник стал всесторонне развитой личностью, с большим жизненным багажом, важна, думается, не только забота о нем комсомола и творческих организаций. Для начинающего поэта или писателя, художника или актера важна еще и поддержка, совет или просто доброе слово старшего товарища по искусству, авторитетного зрелого мастера.

– Вы имеете в виду творческого наставника?

– Конечно. «Учитель, воспитай ученика». Творчество всегда индивидуально, но на протяжении веков все великие мастера имели учеников, которым передавали свои знания, делились секретами и тайнами мастерства...

– Да иначе и нельзя. Было бы немыслимо и даже дико, если бы человек, достигший вершин в мастерстве, шедший «сквозь терний к звездам», утаивал свой путь от младших, неопытных товарищей. Настоящий мастер всегда будет думать о воспитании достойной смены, заботиться о новом поколении – продолжателе дел его, учить искусству создавать произведения, достойные советского народа Преемственность традиций, наставничество развиты не только в профессиональном искусстве, но, может быть, в еще большей мере – в народном творчестве. Испокон веков в народе бережно хранилось искусство, которое передается от деда к отцу, от отца к сыну. В Молдавии живет народ, щедрый на таланты, но он также щедрый на отдачу этого таланта людям. И сейчас мы с благодарностью произносим имена таких известных у нас в стране и за рубежом деятелей искусств, как Мария Биешу, Домника Дариенко, Тамара Чабан, Мефодий Апостолов, которые помогают становлению молодой творческой интеллигенции. Мы также с благодарностью вспоминаем имена самодеятельных наставников, которые, сохраняя исконно народные промыслы, передают свое умение детям, односельчанам. Это и учитель из села Речула Гождеяну Деонис Иванович, возродивший старинный промысел – плетение из лозы; и Гончар Иван Иванович, который все свое село Годжинешты обучает гончарному искусству.

– Именно общими силами – комсомола, наставников, творческих союзов – воспитывается молодая творческая смена. Но нет ли опасности, что эта забота превратится в опеку, оберегающую начинающего художника от трудностей, превратностей?

– Ни в коей мере. Помощь – это только помощь. Направление, поддержка, облегчение определенных трудностей. Не создавать же искусственные препятствия, чтобы вышло по формуле: через страдание познается радость. Нет, все это не так. Сложностей для каждого творческого человека и без этого предостаточно: определить свой путь в искусстве, найти свое неповторимое лицо, манеру, почерк, индивидуальность. А ведь для художника все это необычайно важно и очень трудно. Но это уже другой разговор.

Наша задача – воспитывать художника с четкими гражданскими позициями, не созерцателя, стоящего в стороне от всех дел и свершений народа, а убежденного борца за свои идеи. И помогать ему в этом. Но, конечно, становление художника зависит от него самого, от степени таланта, а порой даже от энергии.

Когда вы ехали из аэропорта в Кишинев, видимо, обратили внимание на комплекс двадцатиэтажных домов?

Действительно, эти дома невозможно не заметить. Узкие железобетонные великаны стояли по сторонам автострады, привлекая внимание и необычной высотой и круглыми балконами, окрашенными в ярко-оранжевый цвет, – когда смотришь снизу, запрокинув голову, кажется, что двадцать круглых солнц убегают вверх, в небо – и причудливыми фонтанами, и декоративными круглыми шарами, и веером расходящихся лестниц у основания домов... «Гордость Кишинева, – сказал водитель, заметив наше восхищение. – Таких домов ни в одном городе не увидите».

– Проект этого комплекса принадлежит Геннадию Соломинову. Как вы можете судить, Геннадий – талантливый архитектор. И еще добавлю – необычайно трудолюбивый, настойчивый. Для архитектора это немало. Чтобы воплотить замысел в жизнь, необходимо суметь доказать, что твой проект, твоя мечта может быть полезной, реально применимой.

Когда Геннадий представил проект, многим казалось, что для неспокойных сейсмических условий двадцать этажей – смелая мечта, не более. Автор не отступился от своей мечты, от своего детища. Не позволил, чтобы появились на свет каменные уродцы. И, как видите, сумел убедить в правильности своего первоначального решения.

Должен сказать, что в нашей республике молодым архитекторам уделяется особенно пристальное внимание. И вот почему. Архитекторы, как правило, занимаются коллективным творчеством. И в этом – определенные трудности. Но нельзя забывать, что в душе почти каждого выпускника архитектурного института живет художник. И вполне естественно, каждому молодому творческому человеку хотелось бы видеть результат своего труда. Как поэт – книжечку своих стихов, как художник – толпу, стоящую на выставке возле его картины, так и архитектор хочет видеть, например, дом не на ватмане в чертежах, дом, не запечатленный в красках, как некий памятник утраченным иллюзиям, а дом, в котором могут жить люди. И можно было бы сказать: дом, в котором ты живешь, – мои бессонные ночи, мое вдохновение...

Но от замысла до его реализации порой проходит слишком много времени. И нет гарантии, что со временем не растеряются в человеке смелость, свежесть и оригинальность, которые присущи молодости.

Комсомол совместно с республиканским телевидением проводит конкурс «Наш город – нам строить». Он рассчитан специально на молодых архитекторов. Для них открывается широкая возможность воплощения неожиданных, остроумных замыслов. Сначала выбирается место в городе. Как правило, это или пустырь, или дома, предназначенные на снос. Затем определяется тема. Например, детские игровые площадки. По телевидению показывается место, называется адрес, назначается срок. Награда одна – проекту дается право на жизнь. К этому могу добавить – уже двадцать проектов внедрены в производство.

За последнее время благодаря молодым архитекторам удивительно изменился облик городов и сел нашей республики. Современность ставит перед архитекторами и художниками-монументалистами сложные проблемы. В частности – слияние архитектуры и изобразительного искусства. Ведь их синтез придаст строениям неповторимость, национальное своеобразие. И кому как не молодым предстоит решать эту задачу, претворять ее в жизнь.

Пожалуй, сейчас ни один строящийся или проектирующийся объект не обходится без участия молодых архитекторов. Так, в создании проекта комплекса крупнопанельных жилых домов и гостиниц в городе Ургееве принимали участие комсомольцы и молодые коммунисты Босенко, Гордеев, Исаков, Выхованко, Заярская. Они недавние выпускники архитектурного института.

– В последнее время по всей стране в больших и малых городах возникают любительские театры. Станут ли они профессиональными – не главный вопрос. Важно другое – молодые люди самых разнообразных профессий увлеченно и самозабвенно отдают себя искусству. Кишинев в этом плане не исключение. Нам часто попадались написанные от руки афишки-объявления самодеятельного театра «Данко». А однажды, проходя по тихой, безлюдной улочке, мы увидели старинную церковь, у входа в которую висел огромный яркий щит с надписью: «Молодежный театр-студия «Данко».

Ребята с гордостью показывали нам внутреннее оформление церквушки «под театр»: сцену, маленький, уютный зал, примерно на сто мест, скромные, скорее условные декорации. И все сделано своими руками. Сколько сил, умения, выдумки приложили студийцы для оформления театра! Шутили, что выполняют сразу две функции: приобщаются к искусству и охраняют памятник старины. Рассказывали, что некоторые студийцы перешли сюда работать, чтобы все время отдавать любимому театру. И хотя это единичные случаи, но они достойны уважения.

– С оговоркой: когда имеешь действительно большой талант. Иначе в итоге – плачевная судьба. И если произошла ошибка в смене профессии, то она может слишком дорого обойтись и человеку и обществу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены