Здесь печатались первые номера «Искры»

А Абрамов| опубликовано в номере №695, май 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Перед одним из домов в предместье Лейпцига - Пробстхайде - стоит гранитный обелиск с барельефом Ленина. Надпись, сделанная на немецком языке, гласит:

«В этом доме в 1900 году напечатаны первые номера созданной В. И. Лениным большевистской газеты «Искра». Руководимая Лениным, она подготовила организационное и идеологическое создание большевистской партии».

... В условиях суровых полицейских репрессий организовать общерусскую политическую газету в России было невозможно. Осенью 1900 года В. И. Ленин едет за границу, чтобы договориться с товарищами из группы «Освобождение труда» о создании газеты.

В. И. Ленин остановил внимание на городе Лейпциге. В то время в Лейпциге печатались русские книги, и поэтому здесь можно было сравнительно легко достать русский шрифт. Но при выборе типографии требовалось проявить особую осторожность. Царская охранка работала в тесном контакте с кайзеровской тайной полицией. Какую же типографию выбрал В. И. Ленин? До последнего времени это оставалось неизвестным.

Полтора года назад «Лейпцигер Фольксцейтунг» обратилась к своим читателям с просьбой сообщить редакции об имеющихся у них сведениях и материалах по истории немецкого рабочего движения. Среди многочисленной корреспонденции, поступившей в редакцию, оказалось письмо старого активиста Макса Пуршвица. В 1900 - 1901 годах он был членом комиссии по изданию социал - демократической рабочей спортивной газеты «Арбайтертурнцейтунг», которая печаталась в типографии «Раух и Поле в Пробстхайде».

«В одно воскресное утро в начале января 1901 года, - пишет Макс Пуршвиц, - я пришел в типографию Германа Рауха. Мне бросилось в глаза, что в типографских кассах лежит новый шрифт. К моему удивлению, это были русские литеры. Я заметил, что Рауху неприятно мое открытие. Сначала он всячески уклонялся от моих вопросов, но потом сообщил по секрету, что в типографии печатается периодически выходящая русская революционная газета «Искра», которую набирает русский наборщик».

Так был установлен адрес типографии: Пробстхайда, Руссенштрассе, дом 48.

Дочь Германа Рауха, фрау Эмма Томас, дополнила сведения, сообщенные Максом Пуршвицем. Она помнит, что сборщик - он называл себя Вернером, а настоящая его фамилия была Блюменфельд - на ручной тележке привозил в типографию ее отца готовый набор русского текста. Пауль Томас, работавший в то время учеником в типографии своего будущего тестя, рассказал, как выглядело помещение, где печаталась «Искра». В большой комнате находилась тогда маленькая скоропечатная машина и несколько шрифтовых касс. Из - за сложных условий нелегальной работы набор и печатание номера длились в среднем два месяца.

На Руссенштрассе с сентября 1900 по май 1901 года были напечатаны четыре первых номера «Искры».

Опытный революционер - конспиратор, В. И. Ленин выбрал место для печатания «Искры» на тихой улице, удаленной от многолюдного центра. Маленький, укрытый за деревьями и кустарником домик, где помещалась типография, ничем не привлекал внимание прохожих. Владельцами типографии были надежные люди - социал - демократические активисты Раух и Поле.

В день 85 - летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина трудящиеся Германской Демократической Республики установили у здания типографии гранитный обелиск. Сейчас к этому домику, где в последнее время находилась столярная мастерская, пристраивается дополнительное помещение. Здесь будет открыт музей. В нем разместятся маленькая скоропечатная машина, шрифткассы, фотокопии первых экземпляров «Искры» и другие экспонаты, отражающие интересную страницу лейпцигского периода истории «Искры».

г. Лейпциг.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

На шестом материке

Дневник антарктической экспедиции