Завоевываем энергетику

Адольф Принц| опубликовано в номере №178-179, январь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

I. По шлюзам старой Мариинки

От Белозерска до Новгорода

Белое озеро да Ильмень. Их не так уж скоро найдешь на географической карте. Путь от одного до другого далек - километров семьсот верных. Для туриста-месячника, едущего на Волгу, интересно проехать так: Новгород - Волховстрой - Новая Ладога - Свирица... От Свирицы, дельты Свири, минуя Ладожское озеро, поезжайте вверх по Свири до бурной Онеги. Оттуда Мариинским каналам до Белозерска, там, в Шексну, а дальше уж рукой подать до Волги.

Мне этим летом пришлось ехать по этой магистрали, только ехал я из Белозерска на Новгород вверх, против течения... Ехать пришлось от старого к новому.

Вот Белозерск. Царь Петр обладал большими организаторскими способностями, и этого у него отнять никоим образом нельзя. Строя Петербург, он думал о хлебе для него. Потом, строя Петербург, клали в то же время путь на Волгу. Там возник из дикой речонки прямой канал. Он соединил Волгу с Невой, каспийское море с Балтийским. Выросла система искусственных и естественных водных путей - новый торговый путь, золотая сума в руках растущего русского капитализма. Белозерск - одна из главных пристаней на этом торговом пути.

Шлюзы

До сих пор сохранилось название Мариинская система, до сих пор на Петровском селе (на полпути от Белозерска до Вытегры) стоит монумент с гордой надписью: «Петрову мысль Мария совершила».

Раньше был старый Петровский канал. После многих лет он потребовал расширения, и министерство путей сообщения сумело через императрицу Марию раздобыть денег на расширение канала. Потому он и Мариинский. Только беспощадная эксплуатация местного населения, завербованного силой приказа на работу, только работа из-под палки, работа «на ура» - за водку помогла чиновникам и купцам выпрямить реку Вытегру, связать ее напор лестницей шлюзов. Плотина на Казусе - вот главный водоем, регулирующий ход воды по шлюзованной системе.

В одном месте, между Девятинами и Вытегрой, шлюзы особенно часты, река заставила кое-где на одном километре делать два и три шлюза. Здесь за восемь часов пароход проходит только 24 километра. Тихо подходит пароход к шлюзу. Ворота шлюза закрыты, клинкеты равняют воду. Наконец ворота «откатывают», вручную закрывают. Пароход в шлюзе стоит 15-20 минут, покуда кликеты нижних ворот выпустят из шлюза воду и опять «откатают» нижние ворота. Длинная, унылая процедура.

Нефть «Бр. Нобель»

Торговая фирма «Бр. Нобель» - нефтяные короли царской России - вот, кто главенствовал в караванах судов, плывших по Мариинской системе. Железные, налитые нефтью баржи в первую очередь двигались на тогдашний Петербург. За Нобелями важно тянулся баржами лес: «Громов и Ко», «Кавказ и Меркурий», а сзади «петушком, петушком» подбегали двадцатисаженки Жеребцовых, Конецких, разных Сукиных... Вся эта компания хищнически грабила окрестные леса. Гибло лесное хозяйство. Стада пароходов, все время рыскающие по заводам и прямым рейсам, съедали за одно лето сотни гектаров леса. Теперь многие пароходы отапливаются нефтью.

«Ну, тащися, Сивка»

- Реку запрягли.

- Нет, река запрягла!

Такой разговор пришлось слышать одному из путейцев, заканчивающих строительство канала. Да, в шлюзованной системе запряжена река и запряжены лошади. Если пароходы идут с баржами до первого шлюза (Вытегра), то до последнего (Белозерск) баржи идут под бечевкой за лошадьми. Такой способ передвижения судов в этой части системы остался в силе и по сей день. Ничего не поделаешь - шлюзы коротки, шлюзы не пускают в себя сразу баржу с пароходом. Пробовали в прошлом году вместо лошадей пустить по берегу тракторы... Тянет хорошо, только берег ломает, берег надо крепить, а эта работа сейчас не по силам. В наши годы плата за тягу судов нормальная, и крестьяне, занимающиеся этим делом, соблюдают между собой очередь. А раньше хозяйчики за сгон и тягу судов платили втридорога; ясное дело, крестьянин, имеющий пять-шесть лошадей, наживался в одну навигацию, а тот, кто имел одну, зачастую домой без нее возвращался. Были даже «тягловые откупщики» - поставщики лошадей и людей. Так росли на попечении начальства кулаки; так влачили жалкую жизнь бедняки - деревенские пролетарии, обремененные полуголодной семьей. Оправданием этого неравенства была только кличка «лодыри». Мне рассказывали, что многие из этих «лодырей» давно уже стали колхозниками и неплохими. А домики бывших десятников, подрядчиков ехидно смотрят во все окна на реку, так же ехидно, как бывшие купчики Полянские, Лопаревы, Дикины.

II. У истоков Свири

Лошадиная фамилия

Последние семьдесят километров Мариинского канала перед началом Свири примечательны только своей беспомощностью. - Здесь километры длинные, но очень узкие, - острят пароходные пассажиры.

Для острот тут широкое поле. Но беззаботная острота не помогает покончить с отсталостью водного транспорта. А отсталость здесь сказывается во всем. Канал настолько сузился, сплылся от времени, что частенько пароход боком задевает за прибережные камни. И названия идущих нам навстречу пароходов блещут такими «лошадиными фамилиями», что диву даешься: «Уклейка», «Свистулька», «Террор», «Ерш», редко попадется какой - нибудь колесный с гордым названием «Роза Люксембург» и опять идут: «Стрелка», «Пожарный» или что-нибудь в этом роде. Управление Севзапгосречфлота не задумывалось невидимому ни разу, о том, какие клички носят рабочие пароходы. Должно быть, некому придумывать советские имена. Поэтому, только железянки бывшей фирмы «Нобель» в последнюю навигацию лишены своих прежних имен и идут под номерами.

Старые шлюзы и плотины ремонтируются, все они выглядят идеально чистенькими, но они стары, как подремонтированные галоши. Вопрос о переустройстве шлюзованной системы поднимался уже не раз. Ежегодно по берегам канала, по шлюзам и плотинам рыщут обследователи, цыганскими таборами располагаются научно-исследовательские партии, гидроисследовательские, геологоразведочные и еще какие-то студенты-одиночки. Цель их испытаний покуда для масс не ясна и в пятилетке водотранспорта не отразилась. Только недавно рабочие Севзапгосречфлота прочли в газете довольно радостную весть. Ленинградский облисполком предложил Волго - Мариинскому управлению не позже первого августа закончить составление проекта переустройства Мариинской системы... Благодаря углублению и расширению Ладожского и Онежского каналов, постройке новых шлюзов и других сооружений, через Мариинскую водную систему можно будет пропускать суда с большой осадкой. Грузооборот системы удастся довести до 8 миллионов тонн в навигацию. Так сообщает газета.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены