Белое озеро да Ильмень. Их не так уж скоро найдешь на географической карте. Путь от одного до другого далек - километров семьсот верных. Для туриста-месячника, едущего на Волгу, интересно проехать так: Новгород - Волховстрой - Новая Ладога - Свирица... От Свирицы, дельты Свири, минуя Ладожское озеро, поезжайте вверх по Свири до бурной Онеги. Оттуда Мариинским каналам до Белозерска, там, в Шексну, а дальше уж рукой подать до Волги.
Мне этим летом пришлось ехать по этой магистрали, только ехал я из Белозерска на Новгород вверх, против течения... Ехать пришлось от старого к новому.
Вот Белозерск. Царь Петр обладал большими организаторскими способностями, и этого у него отнять никоим образом нельзя. Строя Петербург, он думал о хлебе для него. Потом, строя Петербург, клали в то же время путь на Волгу. Там возник из дикой речонки прямой канал. Он соединил Волгу с Невой, каспийское море с Балтийским. Выросла система искусственных и естественных водных путей - новый торговый путь, золотая сума в руках растущего русского капитализма. Белозерск - одна из главных пристаней на этом торговом пути.
До сих пор сохранилось название Мариинская система, до сих пор на Петровском селе (на полпути от Белозерска до Вытегры) стоит монумент с гордой надписью: «Петрову мысль Мария совершила».
Раньше был старый Петровский канал. После многих лет он потребовал расширения, и министерство путей сообщения сумело через императрицу Марию раздобыть денег на расширение канала. Потому он и Мариинский. Только беспощадная эксплуатация местного населения, завербованного силой приказа на работу, только работа из-под палки, работа «на ура» - за водку помогла чиновникам и купцам выпрямить реку Вытегру, связать ее напор лестницей шлюзов. Плотина на Казусе - вот главный водоем, регулирующий ход воды по шлюзованной системе.
В одном месте, между Девятинами и Вытегрой, шлюзы особенно часты, река заставила кое-где на одном километре делать два и три шлюза. Здесь за восемь часов пароход проходит только 24 километра. Тихо подходит пароход к шлюзу. Ворота шлюза закрыты, клинкеты равняют воду. Наконец ворота «откатывают», вручную закрывают. Пароход в шлюзе стоит 15-20 минут, покуда кликеты нижних ворот выпустят из шлюза воду и опять «откатают» нижние ворота. Длинная, унылая процедура.
Торговая фирма «Бр. Нобель» - нефтяные короли царской России - вот, кто главенствовал в караванах судов, плывших по Мариинской системе. Железные, налитые нефтью баржи в первую очередь двигались на тогдашний Петербург. За Нобелями важно тянулся баржами лес: «Громов и Ко», «Кавказ и Меркурий», а сзади «петушком, петушком» подбегали двадцатисаженки Жеребцовых, Конецких, разных Сукиных... Вся эта компания хищнически грабила окрестные леса. Гибло лесное хозяйство. Стада пароходов, все время рыскающие по заводам и прямым рейсам, съедали за одно лето сотни гектаров леса. Теперь многие пароходы отапливаются нефтью.
- Реку запрягли.
- Нет, река запрягла!
Такой разговор пришлось слышать одному из путейцев, заканчивающих строительство канала. Да, в шлюзованной системе запряжена река и запряжены лошади. Если пароходы идут с баржами до первого шлюза (Вытегра), то до последнего (Белозерск) баржи идут под бечевкой за лошадьми. Такой способ передвижения судов в этой части системы остался в силе и по сей день. Ничего не поделаешь - шлюзы коротки, шлюзы не пускают в себя сразу баржу с пароходом. Пробовали в прошлом году вместо лошадей пустить по берегу тракторы... Тянет хорошо, только берег ломает, берег надо крепить, а эта работа сейчас не по силам. В наши годы плата за тягу судов нормальная, и крестьяне, занимающиеся этим делом, соблюдают между собой очередь. А раньше хозяйчики за сгон и тягу судов платили втридорога; ясное дело, крестьянин, имеющий пять-шесть лошадей, наживался в одну навигацию, а тот, кто имел одну, зачастую домой без нее возвращался. Были даже «тягловые откупщики» - поставщики лошадей и людей. Так росли на попечении начальства кулаки; так влачили жалкую жизнь бедняки - деревенские пролетарии, обремененные полуголодной семьей. Оправданием этого неравенства была только кличка «лодыри». Мне рассказывали, что многие из этих «лодырей» давно уже стали колхозниками и неплохими. А домики бывших десятников, подрядчиков ехидно смотрят во все окна на реку, так же ехидно, как бывшие купчики Полянские, Лопаревы, Дикины.
Последние семьдесят километров Мариинского канала перед началом Свири примечательны только своей беспомощностью. - Здесь километры длинные, но очень узкие, - острят пароходные пассажиры.
Для острот тут широкое поле. Но беззаботная острота не помогает покончить с отсталостью водного транспорта. А отсталость здесь сказывается во всем. Канал настолько сузился, сплылся от времени, что частенько пароход боком задевает за прибережные камни. И названия идущих нам навстречу пароходов блещут такими «лошадиными фамилиями», что диву даешься: «Уклейка», «Свистулька», «Террор», «Ерш», редко попадется какой - нибудь колесный с гордым названием «Роза Люксембург» и опять идут: «Стрелка», «Пожарный» или что-нибудь в этом роде. Управление Севзапгосречфлота не задумывалось невидимому ни разу, о том, какие клички носят рабочие пароходы. Должно быть, некому придумывать советские имена. Поэтому, только железянки бывшей фирмы «Нобель» в последнюю навигацию лишены своих прежних имен и идут под номерами.
Старые шлюзы и плотины ремонтируются, все они выглядят идеально чистенькими, но они стары, как подремонтированные галоши. Вопрос о переустройстве шлюзованной системы поднимался уже не раз. Ежегодно по берегам канала, по шлюзам и плотинам рыщут обследователи, цыганскими таборами располагаются научно-исследовательские партии, гидроисследовательские, геологоразведочные и еще какие-то студенты-одиночки. Цель их испытаний покуда для масс не ясна и в пятилетке водотранспорта не отразилась. Только недавно рабочие Севзапгосречфлота прочли в газете довольно радостную весть. Ленинградский облисполком предложил Волго - Мариинскому управлению не позже первого августа закончить составление проекта переустройства Мариинской системы... Благодаря углублению и расширению Ладожского и Онежского каналов, постройке новых шлюзов и других сооружений, через Мариинскую водную систему можно будет пропускать суда с большой осадкой. Грузооборот системы удастся довести до 8 миллионов тонн в навигацию. Так сообщает газета.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.