В том краю Онежского озера, откуда берет начало Свирь, распласталась деревянными постройками пристань Вознесенье. Это узловой пункт северного водотранспорта, растущий рабочий город с блестящим будущим. Вдвойне и втройне поднялось бы значение Вознесенья, если бы оно было соединено железной дорогой, но этого нет, в Вознесеньи скрещиваются только водные дороги. Дорога вправо - прямым рейсом в Петрозаводск, через Онежское озеро, в Советскую Карелию. Дорога прямо вниз по течению Свири - на Ленинград. И третья дорога та, шлюзы которой достаточно надоели нам в пути от Белозерска. Сюда, к деревянным подмосткам Вознесенья, катит сильные воды свои Онежское озеро. Редко Онега стоит спокойно, гораздо чаще широкая и высокая волна бьет в устье Свири и катится по ней до первого изворота.
В Вознесеньи, больше чем в каком другом месте Свири, скопляется судов, пароходов, лодок. День и ночь скрипят причальные сооружения, визжат лебедки на перегрузке пароходов. На правом берегу Свири крепко держит в себе несколько барж плавучий док. Идет работа, идет отправка судов и пароходов. На пароходах в навигацию этого года, в связи с большой переброской в Карелию рабочей силы, давка, теснота.
Зато, какая же заунывная тишина спускается на это самое Вознесенье вместе с зимним льдом и снегом!
Покажите, маяки, Где моя дорога. Сердце ноет от тоски, На душе тревога.
Зимой пьяные песни охватывали непрерывные досуги обледеневшего села. Только теперь новыми маяками мигают проблески нового. Заканчивается постройкой Дом культуры водников и школа ФЗУ.
Я долго бродил по родным местам у истоков Свири, говорил с людьми самых различных профессий и узнал еще одну, весьма важную новость, новость о трех Свирьстроях. Так «из авторитетных источников», сказал мне один собеседник с техническим значком на фуражке, из авторитетных источников стало известно, что запасы водной энергии Свири прямо неисчерпаемы...
Человек с техническим значком познакомил меня с проектом, который пока известен только в центре. Этот проект предусматривает сделать запряжку Свири не только в том месте, где строится сейчас главный Свирьстрой. Свирьстроев будет три. Один из них, Свирьстрой № 1, намечено заложить неподалеку от Вознесенья, почти в самом истоке Свири. Если это так, то судьба Вознесенья как социалистического города решена заранее.
Такое место найдено в 20 километрах от Вознесения у пристани Подпорожье, где не столь широкое русло стискивает течение. Закладку Свирьстроя № 2 предполагается развести здесь.
Еще неизвестно, в план какого года будет включено строительство этих двух добавочных электростанций, но уже преступлено к изыскательным работам. На предварительные изыскания центром отпущено около пяти тысяч рублей. Таковы первые известия о новых делах, но мало еще изведанной по силе большой реке - Свири.
Стремительные годы стройки подравняют разбросанные сейчас в беспорядке камни. Река войдет не в свое русло, а в русло, уготованное ей кропотливой работой 12 тысяч рабочих, войдет раньше срока и к этому сроку подоспеет в гуле турбин песня победы. Так будет. Давно ли, в год закладки Свирьстроя на четырнадцатой версте от Лодейного поля, были найдены каменные топоры, обломки глиняной посуды, наконечники для стрел - следы стоянки людей каменного века. И теперь отсюда же начнется одна из дорог, выражаясь словами Маяковского, в коммунистическое далеко.
Только в линии цифр, занесенных на карте строительства, вырисовывается лицо будущей гидроэлектростанции. Я терпеливо собирал эти цифры среди младшего технического персонала Свирьстроя не из желания «не беспокоить начальство», а из желания почувствовать единый план в массе тех, кто своей упорностью и напряженностью создаст Свирьстрой. И признаюсь: в цифрах и фактах путаницы не получилось. В то время не было только основного проекта плотины. Постройка всей станции обойдется по средним подсчетам в 120 миллионов рублей. К июлю в строительство уже было вложено свыше 45 миллионов рублей.
Свежему человеку трудно разобраться не только в цифрах, но и в том, что заканчивается стройкой. Так на одном конце строительства мы с рабочим-проводником подошли к отштукатуренным стенам довольно солидной постройки.
- Что это - вспомогательная станция?
- Нет, здесь наш хлебозавод. Многое строится, многие из подсобных зданий уже закончены. В июне была закончена, а в июле уже работала вовсю механическая мастерская. Давно вступили в работу: паросиловая станция, мощностью в 6 000 лошадиных сил, лесопильный завод, насосная станция и дизельная станция в 1 200 лошадиных сил. Оборудован бетонный завод, силосы, промывники, подвесная канатная дорога. Монтаж канатной дороги почти готов, монтируется погрузочная, угловая и конечные станции. Быстро идет сооружение линии передачи. В июле преступлено к постройке понижающей станции в Ленинград.
Плотной стеной отбит натиск воды. У левого берега Свири, в месте строительства, на площади около 80 тысяч квадратных метров, отвоеван у воды огромный котлован, котлован для плотины. В левом берегу другой котлован для шлюза. Этот почти готов. В будущую навигацию суда и пароходы пойдут через шлюз, готовящийся в этом котловане. Те, кто будет петь славу Свирьстрою, пусть припомнят, какая огромная работа, полная беззаветного героизма, проделана здесь. Помню, в день посещения Свирьстроя местная газета писала:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.