Из жизни Порецких комсомольцев
ЗАПРАВЛЯЛА Порецким кооперативом с 1918 года теплая компания кулачья и чинодралов под верховодством дьячка. Под прикрытием двух членов Правления, - серых мужичков. При всяких реорганизациях, перевыборах - прочно сидели воротилы волостной многолавки. Работали «чисто». Торговали втридорога, - а все же подкопаешься. Придет время отчета - проведут по бухгалтерии - дескать: «все в порядке». В ревизионной комиссии своя же братия: завпочтой, проворовавшийся артельщик, и мужичок для «виду». Ясно, - мужичок в бухгалтерии, как в китайской грамоте, - потому и сходило все с рук гладко.
К перевыборам «дельцы» подпаивали уполномоченных - крестьян - и большинство всегда было с ними.
В последнее время стало уже через - чур заметно, что воруют. Иначе - на какие же пьют? На два червонца не разгуляешься. Время для попоек выбирали умело, - в 5 - 0 утра, когда все спят. Не спал только сторож Тимофеич. Откарауливши ночь, он, не жалея времени, выведывал дела своих «хозяев», а потом в ячейку Комсомола и расскажет секретарю.
Ячейка Комсомола эти дела с делишками собирала, нанизывала, добавляла рассказами крестьян, свезла в Уком - парт. Там договорились: теплую компанию, во что бы то ни стало поймать с поличным и выпихнуть. Стали следить, готовиться. На всех собраниях, сходах, в каждой кампании комсомольцы выступали и не упускали случая вклеить словечко о задачах кооперации и о молодежи.
Писанули пару статей в стенную газету. Своих ребят - кандидатов в новое Правление заранее выставили. Насколько хватило денег, записались в активные члены кооператива... (Тоже дело нелегкое, откуда парню взять целый рубль?...).
К перевыборам «обозначились» два лагеря:
Старые «дельцы» с дьячком и завпочтой во главе. Их орудия борьбы: 1) авторитет у крестьян, 2) чиновничья тонкость (уже с десяток лет людей дурачить выучились), 3) «специальность» в кооперативных и бухгалтерских делах, 4) специальность в болтологии - в минуту разрисуют, - мужичку в час того не переговорить, 5) кумовья в уезде - в Райотделении. Словом, артиллерия солидная. Подкована на все ноги.
Комсомольцы выставили другое: 1) организованность, 2) факты и документы о правленских проделках, комсомольские силы: 1) сами комсомольцы - члены кооператива, 2) новый бухгалтер, сторож Тимофеич.
Собрались. Из уезда приехали представители Райотделения МСПО: зам. зав. т. Сушкин - коммунист, инструктор - бухгалтер Петров, бывш. известный можайский купчина - оптовик. Т. Сушки - ну из Укома директива - слушать ребят комсомольцев, потому что им, на месте все известно. Петрову наказ «от дельцов»: отстоять нас, во что бы то ни стало. Мол, отблагодарим: вместе «работать» будем.
Начал воротила - дьячок отчет Правления. Разрисовал все в лучшем виде: и торгуем, мол, дешево, и прибыль есть, и довольны нами все, и порядок у нас первейший, и дело растет, и стараемся мы: день и ночь об одном думаем. В одном только недостаток: членам Правления жалованья мало, бедствовать приходится. (Наперед подлец загадывал себе же прибавить). Но для общественного, мол, дела готовы терпеть и т. д.
Потом приводили цифры и по дебету, и по кредиту, и по балансам, и по активу, и по разным другим» мудреным статьям. На взгляд будто правильно - в точности до копеечки.
Двинули комсомольцы в дело «нового бухгалтера» - человек неподкупной, близко стоит к коммунистам и спец, - на «балансах» не проведешь.
В кратких словах по документам, по книгам доказал: воровали. - Недостает 40 пуд. соли, 10 пуд. баранок, 11/2 пуда табаку, еще чего-то, Дьячок не трусит, - инструктор за него - отвертится... Просят перерыва, списывают у бухгалтера цифры недохваток, тут же сфабриковали ордера. – «Готово!». Уездным инструктором «справки» бухгалтера признаны недействительными. Тов. Сушкин молчит и этим как - бы поддерживает своего спеца - купчика.
Выступили один за другим комсомольцы, сказали о пьянке. Затем выступил Щукин - солидный мужичок (солидность в таком случае - дело не последнее). – «Товарищи, говорит, тут собралась компания теплая вместе с инструктором Петровым, - хотят, чтобы рука - руку мыла и чтобы обе были белые». Тонко сказал т. Щукин, - и всем понятно.
Испугались «господчики». Больше всех затрусил купчик Петров. Мигом отшатнулся от своих подзащитных. Сразу поняли крестьяне, с кем имеют дело.
Доконал т. Байков - новый бухгалтер. Выступил:
- Ручаюсь за правильность своих цифр. Пусть проверит кто угодно. Неправильно, - пойду под суд. Правильно, - привлеку за клевету. - Кто меня опровергнет?
Поняли крестьяне, на чьей стороне правда. Тов. Байков - человек известный, надежный, врать не будет, тем более, - ручается. Под суд готов идти за свои слова.
Зашумело, заволновалось собрание. - Вот оказывается, куда шли наши денежки, вот почему товары были дороги...
Комсомольцы не дремлют - мигом резолюцию: «Работу старого Правления и ревизионной комиссии считать никуда негодной, переизбрать весь состав правления, поручить ему расследовать проделки старых правленцев и виновных отдать под суд».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Как возникла стнегазета на «Кр. Богатыре»
Киевское подполье