Год четвертый художкоровского бытия
«Смена» вместе с «Комс. Правдой» проводит III конкурс художкоровского рисунка. Начиная с этого номера, «Смена» будет регулярно печатать рисунки художкоров и советы начинающим рисовать. Все присланные рисунки войдут в материалы конкурса и будут премироваться наравне с присылаемыми в «Комсомольскую Правду».
«Уважаемые и дорогие товарищи, шлю вам Пламенный привет с Донбасса.
Высылаю вам четыре рисунка на конкурс художкоров, которые и надеюсь... увидеть и № газеты.
Если будут какие - либо недостатки в моих рисунках и изложениях, то учтите то, что я участвую в конкурсах первый раз. Надеюсь, что в дальнейшем мы будем друзьями.
С комсомольским приветом П. Моренко».
И еще образец художкоровского письма, но уже не из Донбасса, а из глухой белорусской деревушки Войтово.
«Посылаю рисунки в дорогую газету «Комсомольская Правда», прошу мне сообщить, каковы они, и рисовать ли дальше.
Прошу редакцию ответить на следующее: у меня есть охота и талант рисовать, что же мне с ними делать?
Я есть бедняк, у нас организовался коллектив, как мне продолжать учиться дальше?»
Затем в письме идет перечень новостей:
«У нас в сельсовете семена собрали больше чем на 100% к весеннему севу. Идет обобществление средств производства.
С комсомольским приветом Л. Шпаков» V.
Ежедневно почта с разных концов Советского Союза приносит 15 - 20 таких писем.
Идет третий конкурс художкоровского рисунка. Он был объявлен в середине января, а сейчас мы имеем уже около двух тысяч рисунков.
В газете печатать удается их редко. В большинстве случаев потому, что они технически слабо выполнены. Но часто и потому, что в газете, которая подчинена определенному политическому сегодня, не хватает места для художкоровского рисунка. Вот почему так необходимо, чтобы «Смена» также регулярно печатала художкоровские рисунки, чтобы она вместе с «Комсомольской Правдой» взяла на себя проведение этого конкурса. Сил сейчас мало. Консультационное бюро художкоров не успевает отвечать на письма. В «Комсомольской Правде» работают все те же кадры художников, что и в прошлом году: Беренгоф, Каневский, Люшин и группа вхутеинов - цев.
Кроме консультации для московских художкоров, есть кружок стенгазетного рисунка и карикатуры, занимающийся регулярно, в который привлечено человек двадцать. Кружок занимается по определенной программе. Занятия его кончаются в конце апреля, затем будет новый набор. Сейчас начинаем подготовку к показу конкурса на выставке «Октября». Часть художкоровских рисунков направили на выставку рабочего искусства в Париж и небольшую группу на открывающуюся в апреле выставку Третьяковской галереи.
Основные темы третьего конкурса: социалистическое соревнование, коллективизация деревни, быт молодежи. Больше всего откликов художкоров на коллективизацию. Кулак вместе с попом и подкулачниками «обстреливаются» в самых разнообразных видах.
Из рисунков исключительно удачных отметим напечатанные в «Комсомольской Правде» рисунки т. Мазрука «Кулак врастает» (напечатан 4 марта),
В большинстве случаев художкор иллюстрирует факт, свидетелем которого он был или о котором слышал. К рисунку прилагается и юнкоровская заметка.
Но художкоры конечно, не ограничивают себя общими темами. Много откликов и на международные события. Особенно большим вниманием пользовался папа римский. В «папском» номере «Комсомольской Правды» был помещен рисунок 15 - летнего московского художкора, по совести говоря, вполне конкурирующий с рисунками профессионалов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.