Первого Мая состоится открытие Туркестано-Сибирской железной дороги. Эта новая артерия в организме Советского Союза призвана влить новые живительные силы в огромные пустынные просторы Средней Азии, Казакстана.
Турксиб даст новые миллионы тонн хлопка, призовет к жизни новые фабрики и заводы, подарит Советской стране новые сокровища, сокрытые в недрах казанских степей.
Очерк П. Лопатина рисует грандиозную картину, разворачивающуюся перед нами с открытием Турксиба.
Началось все с урочища Корсад - Пай - Аша, что у реки Джезги в Казахстане.
В свое время здесь царил Урхварт: он строил в урочище медноплавильный завод, который должен был питаться богатейшими в мире джезказганскими медными рудами. К 1918 г. он довел свое строительство до половины и... убежал за границу. Оттуда шесть лет блокадой, интервенцией, вредительством Уркварт пытался вернуть себе казанскую медь, мечтая возвратиться опять в безлюдные степи, где лежат миллиардные медные клади.
Но он дождался другого: в 1925 г. был отдан категорический приказ тов. Дзержинского:
- Собственными силами восстановить завод и через два года дать первые слитки советской меди.
За шесть лет урквартовские недостроенные стены лопнули в разных местах. Копи залила вода. Надо было восстанавливать все сызнова в этой стране, где на 400 км вокруг нет ни одного селения. Но главное - надо было перебросить через пустыню на расстояние 375 км 30 тысяч тонн груза и провести на завод для соединения с углем и медью железную дорогу в 200 км с паровозами, вагонами, с мостами, депо, со всем сложным железнодорожным механизмом.
Это был смелый приказ, но его надо было выполнить во что бы то ни стало.
Кто может везти через эту пустыню - только верблюд. И был брошен клич:
- В степь!
С необычайными усилиями со всей округи в 700 км были стянуты сотни верблюдов. Их нагрузили шпалами, рельсами, всем сложным и тяжелым железнодорожным имуществом, и верблюды пошли.
Это был не виданный для Казахстана караван. Правда, по - обычному звенели колокольчики верблюдов, по - обычному загорались по ночам костры. Но необычен был груз на верблюжьих горбах: мерно покачиваясь, верблюды переносили через пустыню железную дорогу.
За верблюдами шел второй караван: вереница мощных тракторов, перетаскивающих паровозы.
В результате: англичане три года вели к Корсакпайскому заводу перекидной железной дорогой паровозы и транспорт. Мы же перебросили свои паровозы и свою дорогу на одиннадцатый день, и точно через два года, в срок, указанный в приказе, новый завод дал первую советскую медь.
Так совершилась в древнем, бескрайном Казахстане первая невероятная вещь.
Не успела стоустая молва разнести по казанским степям известие о первом чуде, сделанном большевиками, как те надумали уже другое, еще более чудесное: началась постройка Туркестано-Сибирской железной дороги, которая должна была перерезать весь Казахстан с севера на юг на 1.500 км стальной линией рельс.
Трудно было строить эту дорогу. Ветер срывал песок с железнодорожных насыпей, а в другом месте засыпал им рельсы, канавы, карьеры. Ураганные ливни смывали полотно, не желая пользоваться прорытыми канавами, которые доверху были забиты «перекати поле».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.