Право на щедрость

Алексей Воробьев| опубликовано в номере №1352, сентябрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

О студенческом стройотряде безвозмездного труда

Лишь к вечеру густая, изнуряющая жара отпускала город. Ребята возвращались с завода медленно, потихоньку остывая от горячего дня, и легкий ветер трепал расстегнутые рабочие куртки. Помывшись, они собирались в большой комнате, которую прозвали в стройотряде красным уголком. В углу у стены стояло ведро с компотом из диких абрикосов, что сварил еще днем, выкроив полчаса, неугомонный комиссар. Зачерпывали стаканами прямо из ведра, пили, довольно жмурясь, и рассаживались вокруг стола. Разговор предстоял непростой.

Разговор о том, что мастера на стройке, постоянно перебрасывая бойцов с объекта на объект, лишь создают проблемы, мешают быстро освоиться на работе. Что пора, наверное, командиру отряда толково объяснить им, что стоит больше доверять студентам, ведь трудятся они на совесть и только «за спасибо». Об уважении к личности! О том, как обойтись без материальных стимулов...

...Пять лет назад в одной из комсомольских групп Таганрогского радиотехнического института обсуждали ленинскую работу «Великий почин». Собрание уже шло к концу, когда кто-то из ребят, усмехнувшись, заметил:

– Слова-то говорим правильные, а нет, чтобы самим, попробовать. По-коммунистически поработать, бесплатно. Хотя бы в том же стройотряде!

Так было принято решение организовать студенческий стройотряд безвозмездного труда. Большая часть группы, ветераны институтского отряда «Березка», тут же записались добровольцами.

И в 1979 году родился стройотряд имени Аркадия Гайдара, первый в Ростовской области отряд безвозмездного труда! Имя выбрали не случайно: семьдесят девятый был объявлен Международным годом ребенка, и известный детский писатель был зачислен бойцом в отряд, стал для студентов символом доброго и бескорыстного отношения к детворе.

Пять лет, пять разных отрядов. Сложились свои традиции. Первая и главная – трудиться честно. Не уступать линейным отрядам ни в объемах работ, ни в производительности. И все, что заработали, отдавать детям.

Одни отряды подарили детским домам автобусы, перечислив все заработанное на лицевой счет предприятия-изготовителя. Другие выбрали более простой и короткий путь: за наличные деньги приобретали в магазинах книги, телевизоры, моторные лодки. Даже настоящую парусную яхту купили для ребят через «комиссионку». В нынешнем году деньги поступают на счет Ростовского обкома комсомола, а оттуда – на строительство Мясниковского детского дома. Именно в этот фонд отчисляют сейчас заработанные средства отряды, которые называют себя коммунистическими.

...Весной было подано более семидесяти заявлений. Жене Шержукову, командиру нового отряда имени Аркадия Гайдара, требовалось отобрать тридцать пять человек. Проблема выбора людей упиралась в другую – понять, что вело их в отряд?

К примеру, Толик Трухан. В отряд пошел, узнав, что гайдаровцам дают общежитие. Так прямо и заявил командиру.

– Если за общежитием явился, ничего у нас не выйдет, – отрезал ему Женя. – Подумай.

Толик подумал. И пришел снова. Общежитие оказалось для него лишь поводом, легким соблазном, за которым крылся глубокий и прочный интерес. Интерес к бескорыстной, свободной от выгод работе. Попробовать себя в таком деле – это словно подняться на заснеженную вершину горы. И дух захватывает, и страшно немного, и радостно.

Поэтому можно считать, что первые сомнения и мелкие выгоды победило в них... любопытство. Его и искал Женя в ребятах. Любопытство и те чистые кристаллы душевной щедрости, которые, разрастаясь, со временем делают из юноши настоящего человека.

А потом комиссар Дудка убедил Женю, что без Лены Жидковой им просто не обойтись. Без ее резких суждений и презрения к трудностям. Без ее гитары и песен.

Но перед тем, как сформировать отряд окончательно, ребят проверяли в деле. Скажем, директор детского дома № 7 Рита Константиновна Логвиненко попросила помочь посадить сто кустов роз. На другой день гайдаровцы были в детском доме.

Рите Константиновне понравилось, как они вошли. Еще на улице подхватили детдомовских мальчишек, заспорили о чем-то, яростно жестикулируя. И лишь потом, уже решив какие-то свои проблемы, представились директору. Сразу с порога заявили, что уже знают, чем будут заниматься. Обычно шефы являлись не так. После чинной беседы с директором торжественно следовали в класс и ласково вопрошали мальчишек и девчонок, какой шефской помощи те ждут. Потом шефы составляли длинные списки мероприятий, утверждали их у Логвиненко и... пропадали. А через некоторое время приходили новые.

Ребята из стройотряда имени Гайдара оказались другими. Они пришли не с пустыми руками.

Два друга, Саша Ластовский и Сергей Иванина, еще с детства увлекались радио. Они организовали в детском доме радиокружок. Отремонтировали помещение, достали аппаратуру. У старого радиолюбителя отыскали исправную радиостанцию. Того уже соблазняли другие, предлагали деньги, но, узнав, куда пойдет его станция, отдал с радостью. Толик Трухан договорился с детской студией при Доме культуры: организовал автобус. Кстати, тот самый автобус «Гайдаровец», что подарили детским домам Таганрога ребята из прежних стройотрядов. Юные артисты кукольного театра ездили по детским домам и играли для детей спектакли.

Лавина идей катилась все дальше, разрастаясь на глазах. Вот уже неисправимый фантазер Саша Новиков предлагает лично обучить плаванию всех малышей в Таганроге, а кто-то обдумывает еще более значительный проект. Заставлять никого не приходилось. Правило в отряде такое: сначала придумай дело, потом узнай, какая помощь нужна детворе, договорись о сроках, организуй ребят. То есть подыщи добровольцев. И работай.

Ребята не знали, что командир дотошно отмечает в дневнике, что и кем сделано в отряде. Чтобы из лучших потом составить окончательный список. Но даже если бы и знали, что здесь плохого? Ведь на финише этого соревнования победителей ждали не лавровые венки, а лишь право на трудную бесплатную работу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Вселенная, человек, религия

О проблемах атеистического воспитания молодежи беседуют директор Московского планетария, заслуженный работник культуры РСФСР Константин Порцевский и кандидат философских наук Владимир Мезенцев