В ОДНОЙ из тихих боковых улиц Нью-Йорка, в районе, где спокойно наслаждается жизнью средняя буржуазия, где каждый особнячок окружен садиком, - есть один особнячок, изучение которого весьма полезно для того, чтобы понять некоторые стороны духовного быта современной Америки.
Вернее, не особнячок нужно изучать, а хозяина особнячка, которого зовут Джон С. Сумнер.
(Если взглянуть со стороны, ничего интересного нет в занятиях м - ра Сумнера. Он сидит в кабинете во вращающемся кресле и читает. Читает книги, брошюрки, газеты. Рассматривает картинки, фотографии. Курит трубку. Раза два в неделю принимает посетителей... Как будто ничего особенного нет в занятиях мистера Сумнера.
И, однако, кабинет мистера Сумнера - это зеркало одной из сторон современной буржуазной культуры.
Часто мы читаем в учебниках политграмоты о лицемерности буржуазной культуры. Это неоспоримый факт. Но знаем ли мы, как и в чем проявляется это лицемерие?
Одна из наиболее ярких его сторон - это вопросы религии. Мы еще помним, как во время империалистической войны в церквах всех воюющих стран произносились проповеди о том, что француз должен убивать немца, немец - англичанина, англичанин - австрийца, австриец - русского, - во имя исполнения « воли божьей». Мы знаем, как эксплуатировалось религиозное чувство одурманенных религией во имя достижения весьма земных целей.
Но еще более разительно проявляется лицемерие буржуазного общества в его отношении к проблемам нравственности и морали, к проблемам пола.
И особенно далеко ушли в этом смысле страны англо - саксонской культуры - Англия и Америка. Тут ханжество и лицемерие достигли таких степеней, что приходится удивляться, какого только издевательства не выносит человеческая порода в условиях буржуазного строя!
Аристократический район Лондона, знаменитая площадь Пикадилли, улицы Майфера кишат притонами разврата, мрачного, тяжелого разврата. Именуются эти притоны вежливо - « ночными клубами». Полиция сквозь пальцы смотрит на эти ночные клубы, ибо доступ в них обеспечен лишь тем, кто обладает очень тугой мошной. А богатый человек, с точки зрения буржуазной морали, не подлежит действию законов о нравственности. Ибо богатый человек, само собой разумеется, - порядочный человек, а порядочному человеку можно разрешить и погрешить против нравственности.
Но вот, неподалеку от Пикадилли, от района ночных клубов, расположен громадный отель, средней руки гостиница для приезжающих. В этом отеле остановилась ваша знакомая. Вы хотите навестить ее, подняться в ее комнаты.
- Что вы? Это преступление! Этого нельзя!
Существует в Англии неписаный закон, согласно которому женщина, живущая в отеле, не может принять своего знакомого в той комнате, где она живет, спит, словом, где находится ее постель. Это считается « безнравственным». В крайнем случае она может его принять, но при том непременном условии, чтобы дверь из ее комнаты в коридор оставалась открытой во все время визита, Так заботится государство о морали своих граждан.
Шикарные улицы Лондона полны по ночам проститутками. Они же заполняют центральное лондонское кафе, гордо именуемое « Королевское кафе». Это - признанная, официальная биржа проституции, вы можете здесь выбрать себе товар по вкусу. Но обратите внимание на странный факт: сидящие за столом в одиночку проститутки не курят; но как только подходит к одной из них мужчина, она вынимает сигарету и с наслаждением затягивается дымом, - это не случайно. Посмотрите на плакат на стене, и вы прочтете: леди, находящиеся в кафе без сопровождения джентльменов, должны воздержаться от курения... И ничего удивительного здесь нет... Помилуйте, - леди, одна, в публичном месте - курит... Это недопустимо, это безнравственно.
Но еще более свирепа и агрессивна общественная мораль, еще более строги « законы нравственности» в Соед. Штатах. Нынешняя наша молодежь не помнит, наверное, о потрясающем факте, случившемся с Максимом Горьким. В 1908 г. Горький, бывший уже тогда знаменитым во всем цивилизованном мире, приехал в Нью-Йорк. Но он должен был спешно покинуть столицу Соед. Штатов, ибо он был там со своей женой, с которой, как узнали американские газеты, он не был повенчан в церкви. A так как в России гражданского брака не существовало, то, значит, он состоял со своей женой в « незаконном сожительстве». А это не могло быть терпимо с точки зрения строгой американский морали...
Дальше, как будто, некуда! Нет, есть куда! В той же Америке лет двадцать пять тому назад было возбуждено судебное преследование против издателя английского перевода Льва Толстого - « Воскресение». Издатель был обвинен в распространении « порнографической» литературы... Впрочем, здесь мы уж подошли к непосредственным занятиям нашего приятеля - мистера Сумнера.
В Нью-Йорке существует « Общество борьбы с пороком». Это очень важное и влиятельно общество. Членами его состоят банкиры, промышленники, юристы, политики, вообще порядочные люди, уплачивающие солидный членский взнос.
Что делает это общество? Борется с проституцией, с торговлей живым товаром, с аристократическими притонами, где культивируются все виды порока?
Нет, это было бы не совсем удобно, это затронуло бы чьи - то влиятельные интересы.
Это общество борется, главным образом с порнографией всякого рода.
Его секретарь, мистер Сумнер - прочел, что вышедший реалистический роман. Автор, не жалея красок, рисует быт Нью - Йорка или анализирует ту или иную проблему половой жизни. Мистеру Сумнеру кажется, что иная глава романа - порнографична... Он немедленно делает заявление суду о привлечении издателя романа к ответственности. Он выполняет, таким образом, роль общественного блюстителя нравственности.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.