Пантелеймон Романов

Б Лунин| опубликовано в номере №61, сентябрь 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

О любви

Успех П. Романова

ПАНТЕЛЕЙМОН Романов быстро завоевал себе широкую известность. Этот успех ему обеспечили, главным образом, его занимательные рассказы - миниатюры о мужиках и об интеллигенции. В них он занял положение юмориста, которому есть над чем слегка посмеяться в окружающей его современности. Правда, юмор его часто как - то со стороны, иногда он просто - усмешка, потому что Романова недостает социальных данных для резкой критики, обличения, как бы ему, может быть и не претили отдельные стороны нашего уклада. Однако, П. Романов наблюдателен, он умеет выхватить верные, правдивые штрихи и удачно объединить их. Это заставляет читателей с любопытством следить за его новыми произведениями. Реализм описаний, четкий художественный язык и тонкий слух его, прекрасно передающий живую речь, выгодно отличают П. Романова среди многих других беллетристов. От некоторых критиков он получил даже хвалебные отзывы, как писатель, сохранивший в себе чистоту классического стиля русской прозы. И действительно, Романов очень много взял от старой литературы, его талант оказался исключительно восприимчив к спокойному, ясному повествованию в стиле лучших дворянских Несомненно, здесь сказывается социальное родство - одним усвоением этого не объяснить.

Бытовая злободневность и « Вопросы пола»

КАК ПИСАТЕЛЬ, много уделяющий внимания быту, П. Романов должен быть не только современен, но и злободневен. Это он и старается делать. По крайней мере, он, кажется, единственный писатель, который собирал в последние два года в Москве аудиторию и не без успеха читал там свои вещи. Большое внимание привлек к себе последний цикл рассказов П. Романова о любви.

Почти все они уже собраны в V томике его сочинений, так и озаглавленном « Вопросы пола»;

остальные пока что появились в журналах (« Право на любовь» - в « Нов. Мире», « Без черемухи» в « Молодой Гвардии»).

Темы, поднятые в этом цикле рассказов, острые и остро поставленные, быстро проникли читателю, естественно взбудоражили его, особенно молодежь, вызвали многочисленные споры. И действительно, занимательность, правдивость многих подробностей, наблюдательность автора, - все это захватывает читателя, заставляет задуматься и обязательно соглашаться или протестовать.

Новые темы потребовали от П. Романова изменить приемы, взять несколько иной тон: отказаться от юмора (хотя все же часто читатель остается в недоумении и не может решить, серьезно или с усмешкой беседует с ним писатель), ввести больше лиричности, тщательнее изображать психологию и пр.

В центре этих рассказов стоит женщина, девушка, их переживания стенографирует писатель, от их лица чаще говорит он, выступает их поверенным в делах любви. И по форме многие из рассказов даны как откровенные письма женщины. Очевидно, женщин автор считает страдающими единицами в той революции быта, которая наиболее остро протекает в недрах любви, брака и семьи. Мужчина выступает лишь в качестве действующей силы, он - причина разыгрывающихся историй, его психология уже ограниченней, он просто активен, не считаясь с настроениями своей пары. Различие возрастов и социальной среды, в которой ставятся и разрешаются П. Ром новым «вопросы пола» , делает очень простой эту серию рассказов. То это взрослые женатые и замужние, интеллигентные и так называемые « культурные» врачи, инженеры, адвокаты и др.), то это признания женщины, еще, кажется, помещицы (следовательно, по времени, - до революции), а то переживания простой деревенской женщины, муж которой « обзавелся» второй женой, оторванный в город на общественную работу.

Различна социальная среда; различны положения и моменты в этих рассказах. П. Романов как бы множеством примеров демонстрирует всю неустойчивость привычных форм любви и сожительства, будь то любящая, сжившаяся супружеская пара, будь то наивная, оберегающаяся невеста - все равно всюду просачиваются какие - то новые, еще неясные, отношения и нарушают сложившиеся моральные представления.

П. Романов пристально вглядывается в чуть заметные трещины, шероховатости, возникающие в отношениях, и не успокаивается, пока не нащупает загнившей сердцевины. Он как бы последовательно спрашивает: нет ли фальши в длительной, законсервировавшейся совместной жизни? возможно ли восстановление искренних отношений после измены одного из супругов? длительно ли влияние идеалистической лирики первой любви, не мираж ли оно?..

Но все это нередко разрешается автором применительно к незначительным социальным прослойкам и частью относится уже к прошлому. Не наша задача разбираться в таких вопросах: сумеют ли договориться и поделить между собой жену одного из них доктор и инженер? следует ли артистке питать нежную привязанность к давно когда - то любимому ею князю, который теперь нищ и беспомощен? Не к лицу нам погружаться в тонкости « мига», который переживает женщина, случайно встретившаяся с офицером за час до его отъезда на фронт, и пр.

Но П. Романов не обошел молчанием тех же « вопросов пола» в среде современной молодежи. И на эту тему нам не мешает побеседовать.

Любовные истории современной молодежи

ИНТЕРЕСНО проследить, на чем остановилось внимание писателя в этом случае, что бросилось ему в глаза, когда он решился встретиться с молодежью. Ведь здесь - то « вопросы пола» поставлены наиболее круто, ведь здесь - то основной фронт новых отношений, побед, поражений, исканий.

Вот те основные положения, которые послужили П. Романову костяком для этой группы рассказов - о любовных историях современной молодежи.

« Студентка едет на каникулы. Девушка переживает возбужденное весеннее состояние. В вагоне ее преследует интригующий взгляд незнакомого мужчины (он - инженер). Знакомство, разговоры, подчеркивающие « необыкновенность» встречи, « необычайность» обстановки и проч. Мужчина ведет тонкую игру - наступает, отступает, - он ловок, подстегиваемый желанием. Девушка же искренно переживает каждое слово, движение, прикосновение. В результате происходит сближение и тотчас же охлаждение мужчины. Он черствеет, вспоминает о делах, становится тороплив. Происходит расставание на какой - то случайной станции. Девушка поняла весь обман случившегося. Она получает « трешку» от недавнего любовника, так как она проехала свою станцию, и у нее нет денег на обратный путь. Что с нею дальше? - неизвестно. Важен факт».

Этот рассказ назван « Весна» . В нем еще нет специфически современного: это - вечно новая и вечно старая история об искусном обольстителе и обманутой добродетели. Современны лишь некоторые мотивировки: девушка, например, боится выглядеть мещанкой. В целом же такая история, пожалуй, запоздала для нашего времени: обкручивание девиц « красивыми мужчинами» в « ореоле» инженера, томно печалящихся о своей осени и жаждущих необыкновенных настроений, естественней для дореволюционного времени.

Но уже следующие рассказы явно насыщены автором сгустком современных уклонов:

« Снова поезд. На этот раз девушка едет с каникул и фигурирует двое мужчин: « студентик» - « славный, простой товарищ», с которым она недавно познакомилась, и неизвестный в военной форме - просто сосед по купе. Первый весел, товарищески заботлив, он не принесет своей подруге никаких « хлопот» и « романтических приключений». Второй преследует ее « специфически мужским взглядом, который оскорблял ее».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены