Вот ведь каким простым, как репа, кажется иному этот мир... Нет, вопрос «Каким быть?» стоит остро, никто от него уйти не может. И не случайно где-то в самом конце диспута возник примечательный диалог между Таней УЛЬЯНОВОЙ и учителем Ю. А. БАРАЛЕМ.
УЛЬЯНОВА. В восьмом классе я писала сочинения и долго думала. А сейчас написать сочинение мне ничего не стоит. Села и написала. Очень хорошие идеи, правильная форма. Сочинение готово. Получаю пятерку.
БАРАЛЬ Ю. А. Тем самым это сочинение становится лицемерием.
УЛЬЯНОВА. Поэтому я говорю, что я испортилась. В то же время я не лицемерю. Я всей душой за Советскую власть.
БАРАЛЬ Ю. А. Может быть, форма неправильная?
УЛЬЯНОВА. Может быть, потому что так поставлено преподавание. Требуются хорошие знания литературы, текста, хорошее знание стиля, и изменить систему преподавания литературы в школе невозможно.
БЕЛОВ В. Ю. Вы не думаете, что вы сами себя оправдываете, ведь в жизни придется серьезно решать и думать?
УЛЬЯНОВА. Мы готовы думать, но не на этих сочинениях. Тут получается большая раздвоенность. И это минус школы. Действительно, написать сочинение для школы — это тяп-ляп — и готово. Мы сами с большим юмором относимся к этим сочинениям.
БЕЛОВ В. Ю. А к чему это ведет, задумывались?
УЛЬЯНОВА. Преподается обществоведение, наука, над которой нужно думать и думать. А мы, занимаясь обществоведением, пишем целый урок план. Учитель нам дает пространный план, что к чему. И все, и мы ни капельки не думаем...
Мне по душе Танина прямота. Конечно, многое в самой системе школьного воспитания, в частности в преподавании литературы и обществоведения, ведет к такому «оказениванию» мысли, к отделению того, что «про себя», от того, что «вслух». Сейчас мы, «взрослые», ведем жестокий бой против всего, что порождает такой вот «двойной счет», что заставляет ребят сомневаться в своем праве самостоятельно думать, продолжать, опираясь на наш и свой собственный опыт, поиски самых лучших, самых честных, самых стоящих решений, труднейших проблем нашей жизни.
И прежде всего хочется увидеть в вас, товарищи шестнадцатилетние, не только желание, но и волю быть самостоятельными, слышать от вас не только требование «Уважайте наши мысли», но и самые мысли, заслуживающие уважения, пусть даже не бесспорные.
Мы — те, кого вы по детской привычке еще называете взрослыми, — тоже не боги. Мы мучительно ищем, думаем, совершаем поступки и несем за них ответственность перед своей совестью и перед людьми.
— А не кончится ли наш диспут одними разговорами?! — сказала одна девочка.
Может быть, ей хотелось, чтобы был принят какой-нибудь точный план или резолюция...
А какой тут может быть план? «С 17 октября поголовно обязуемся всерьез задуматься о жизни». Задуматься пора и без резолюции.
Не обязательны война или пожар для проявления мужества. Иногда достаточно просто сказать правду в «неблагоприятной обстановке». Не обязательно командовать полком в шестнадцать, можно быть рядовым, как миллион рядовых настоящих людей. Это тоже не просто.
Я помню, в одной донецкой школе бойкая пионервожатая воскликнула на линейке четвероклассников:
— Ребята, будем, как Ленин!
А один великолепный, серьезный мальчик сказал ей строго:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.