Закон коммерции

Михаил Полячек| опубликовано в номере №1408, январь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Есть. И весьма серьезные,— жестко отвечает Малышенко.

По какому ведомству проходит молодежная мода?

Не было, говорят на Украине, у бабы хлопот, так купила порося. Своими собственными руками отгрохал коллектив Винницкого универмага филиал, превосходящий по площади основное здание. Вот он, этот филиал, на снимках. Полюбуйтесь.

Собственно, строили «Детский мир», на вывеске так и значится. Но за время от проектирования до открытия немало произошло событий, повеяли в торговле новые ветры, к чему в Виннице всегда относились с вниманием. И потому открылся здесь магазин товаров для детей и молодежи — магазин молодежной моды, как теперь принято называть. Благо, строили-то с размахом, с запасом на будущее.

Вроде бы учли все: подобрали заранее руководителей из богатого резерва на выдвижение, выпестовали целый выпуск профтехучилища и техникума советской торговли, методом бригадного ученичества подготовили к работе вчерашних школьников — только торгуй!

А чем?

Не углами красна изба. Не интерьером, не организацией торговли, не приветливыми продавцами хорош магазин. Товаром. Люди-то идут не на рекламу полюбоваться, не продемонстрировать взаимную вежливость, за покупками идут, так ведь?

В Винницкий универмаг покупатели едут не только из городов и весей Винницкой области, а отовсюду, откуда можно доехать автобусом, поездом или на собственной машине. А покупают нередко то самое, мимо чего равнодушно проходили в магазине напротив собственного дома. Не торгуют в Виннице дефицитом, товар самый обыкновенный, но так он здесь вывешен, выложен, подан и упакован, что кажется: вот об этой-то покупке и мечтал, за тем и ехал так далеко.

Товар сам себя не продает. Обстановка в торговом зале, настроение и поведение продавцов, умелая выкладка, грамотная реклама прямо влияют на покупательский аппетит. Кроме того, знает каждый опытный коммерсант, а в Виннице и каждый начинающий продавец, что любая услуга, оказанная покупателю даже бесплатно, в конечном итоге приносит прибыль. Скажем, швейные изделия, купленные в универмаге, переделываются и подгоняются без дополнительной оплаты. Не будь этой услуги, непроданными оказались бы за год более пяти тысяч костюмов, платьев, плащей и прочего. А это сотни тысяч рублей товарооборота. Организовали доставку на дом покупателю крупногабаритных изделий — деньги за услугу получают транспортники, а магазин увеличивает продажу. Создали лабораторию по проверке и ремонту радио- и телевизионной аппаратуры, штамп в паспорте изделия ставят только после того, как оно привезено, установлено и опробовано... Коммерческий закон: что людям удобно — торговле выгодно. К сожалению, далеко не все торговые работники это понимают.

Вот таким-то образом и выполняет Винницкий универмаг план товарооборота. И перевыполняет. Потому с каждым годом положение универмага становится... все сложнее и опаснее: план товарооборота устанавливается от его фактического объема в предыдущем году, а товары выделяются без учета перевыполнения. Короче говоря, все большую часть товаров, необходимых теперь уже для выполнения планов, универмаг централизованно не получает, а дополнительные возможности не безграничны и в любой момент могут оказаться исчерпанными. Ну, а уж если говорить о товарах особо модных, пользующихся повышенным спросом, о товарах для молодежи, так с ними трудности не только у Винницкого универмага.

Правда, здесь сложа руки, не сидят. Создали сквозные бригады отличного качества, заключили договоры содружества с предприятиями легкой промышленности не только Винницы, но и других городов... Однако ж я был свидетелем того, как на планерке Малышенко буквально криком кричал:

— Покупателю наши фокусы безразличны, ему неинтересно, с кем и какие договоры мы заключили! Это же получается обман, если мы придерживаем товар до того дня, когда к нам придут торговать с фабрики. Раз есть сквозные бригады — товар должен быть каждый день в продаже. Немедленно прекратите эту кукольную комедию, немедленно все в торговый зал, все продавать!

Инцидент этот произошел года два назад, филиал тогда только строился, универмагу требовалось для полного насыщения торговых залов не менее 18 тысяч наименований товаров, а в наличии было не более 13 — 15. Теперь же потребность более чем удвоится, да к тому же нужны изделия совершенно новые. А легкая промышленность направляет в магазины из ста изделий лишь одно с индексом «мол». Вот почему по стране 60 процентов юношей и девушек уходят из магазина без покупки, а 42 процента из тех, кто все-таки купил вещь, ею недовольны из-за ее несоответствия современной моде.

Как показали опросы, работники большинства предприятий легкой промышленности представления не имеют о том, какой товар должен маркироваться индексом «мол». Из 1300 предприятий, которым с 1982 года выпуск особо модных изделий для молодежи запланирован, приступили к этой работе менее 1000.

Все эти проблемы обрушиваются сейчас на Винницкий универмаг, как, впрочем, и на все магазины страны. И если швейники могут сослаться на ткачей, дающих не те ткани, ткачи — на химиков, поставляющих не те красители, химики — на горняков, добывших не то сырье, или на хлопкоробов, вырастивших не те сорта, то продавцу ссылаться не на кого. Ему приходится держать ответ и за швейников, и за ткачей, и за химиков, горняков и работников сельского хозяйства.

Не это ли главная причина конфликтов в торговом зале?

...И в нынешнем году придет в торговлю новое пополнение. Сегодняшние восьми- и десятиклассницы поступят в торговые училища, техникумы и вузы, объясняя свой выбор все тем же:

— Хочу приносить радость людям, хочу слышать от покупателей «спасибо!».

От редакции

Все мы ежедневно становимся покупателями, и, конечно, нас радует, что в торговле за последние годы происходят перемены к лучшему. Но и груз нерешенных вопросов по-прежнему велик. Публикуя очерк, мы обращаемся к читателям с просьбой высказать свое мнение по затронутым в нем проблемам, особенно касающимся взаимоотношений продавца и покупателя, выпуска товаров для молодежи. Что нужно сделать для улучшения шефства комсомола над торговлей и сферой обслуживания? Надеемся, вы поразмышляете об этом в своих письмах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Как «Шпигель» передергивает…

Западногерманский журнал «Шпигель» удостоил своим вниманием «Смену»: опубликовал отклик на одно из наших выступлений

Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Олег Комов: «Открыть новое»

…в искусстве можно только тогда, когда художник живет заботами мира и наделен талантом и любовью к людям, без которой немыслимо истинное творчество