Неудивительно, что продавцы Винницкого универмага болеют значительно реже своих коллег, что у них значительно меньше поводов для плохого настроения.
В уютном кафе продавцов кормят искусные повара и обслуживают внимательные официанты (человек, целый день, проводящий на ногах и обслуживающий других, имеет, в конце концов, право, чтобы и его обслужили). Здесь же можно сделать заказ на продукты первой необходимости, на полуфабрикаты. После работы — а заканчивается она поздно — нет нужды бегать по магазинам и стоять в очередях.
Для стольких торговых коллективов неразрешимая проблема жилья в Виннице оказалась вполне разрешимой. Тут строят дома, используя и кредиты, и отчисления от собственных прибылей. Этим занят хорошо оснащенный строительный цех универмага. Используют и метод народной стройки: будущие жильцы активно помогают строителям. (Так, кстати сказать, сооружены два детских сада.) За полтора десятка лет благоустроенные квартиры получили около пятисот работников. В очереди на жилье приходится ждать не более двух лет. Очереди в детские учреждения нет вовсе.
Могу повторить то, что уже было написано в «Смене» восемь лет назад: «Вот такой рай для продавцов организован в Виннице».
Но ведь в конечном-то итоге, если в этих условиях продавцу только и остается, что быть ангелом, то и для покупателя — рай!
Если в коллективе дела идут плохо, моральный климат нездоров, все не ладится, претензии, прежде всего к руководителю. И это правильно.
Если же речь идет об успехах, о хорошей работе и здоровом моральном климате, тут уж о заслугах руководителя говорить считается нескромным, на первый план выходит коллектив.
Должен сказать со всей определенностью: в успехе Винницкого универмага в первую очередь «повинен» его директор Михаил Михайлович Малышенко. Или, точнее, те принципы, которые он заложил в работу коллектива с момента его становления.
Малышенко возглавил Винницкий универмаг, когда он строился. До этого был на партийной работе, еще раньше воевал в партизанском отряде и в регулярных частях. Инвалид Великой Отечественной. (Многим бы молодым и безукоризненно здоровым его энергию!)
Еще только закладывался фундамент будущего магазина, а Малышенко уже точно знал, каким не должен быть коллектив. Он считал тогда и теперь считает, что хорошего опыта можно набраться со временем, а вот от дурного избавиться невозможно. Поэтому в день открытия универмага за его прилавками оказалась сплошь молодежь: выпускники профтехучилищ и техникумов, несколько юных специалистов с вузовскими дипломами. Более опытных работников (вовсе без них обойтись все-таки невозможно) Малышенко отбирал тщательно и придирчиво. До сих пор этот принцип соблюдается неукоснительно, универмаг пополняется почти исключительно за счет новичков.
Такой подход плюс исключительные условия, созданные работникам, сняли больной для торговли вопрос текучести кадров. В Винницком универмаге она не превышает трех процентов. При этом каждый шестой работник универмага теперь имеет высшее образование (чаще всего оно получено без отрыва от работы), более ста человек учатся в вузах и техникумах. Вообще же образовательный уровень здесь самый высокий в отрасли. Сам Малышенко стал за время своей торговой деятельности кандидатом экономических наук, доцентом, он читает лекции студентам, пишет для них учебные пособия, издает книги о торговле. Он учится сам и заставляет учиться других. Для учебы, как и для работы, в Винницком универмаге созданы все условия.
...Боюсь, у читателя может возникнуть представление об эдаком добреньком, заботливом, мягком человеке. Оно бы, может, и неплохо. Да только к Михаилу Михайловичу Малышенко не имеет никакого отношения. На самом деле человек он твердый. На ежедневных пятиминутках пощады не дает. Любой промах любого работника громогласно, ничуть не смягчая формулировок, доводит до всеобщего сведения. Объяснений и оправданий не признает. Крут, одним словом. И плачут, бывает, и жалобы время от времени на него пишут...
Зато уж если говорит, что думает, так и что скажет — сделает.
Каким принципом руководствуется Малышенко?
— Если я захожу в магазин и вижу невнимательного, грубого продавца, вижу беспорядок в торговом зале, мне уже не надо знакомиться с директором, я и так знаю, что это плохой руководитель. Труд плодотворен лишь тогда, когда человек и дома, и на работе живет без тревоги в душе. Отдача равна заботе. Потому руководить коллективом — значит заботиться о людях.
Малышенко при этом вовсе не пытается представить дело так, будто забота о людях для него самоцель. Он-то ведь, в конце концов, коммерсант, его, прежде всего, интересуют товарооборот и прибыль, эффективность работы. Жизнь, душу, все свои силы он вкладывает в развитие торгового предприятия, неразрывно связанного с его, Малышенко, именем, и это по-человечески вполне понятно. Но как истинный коммерсант Малышенко понимает: чтобы предприятие процветало, чтобы достигло высоких коммерческих результатов, оно должно быть неизменно привлекательным для покупателей.
Приведу для иллюстрации принципов винницкого директора еще одну выписку из разработанных Малышенко, им же утвержденных и обязательных к исполнению в универмаге правил:
«Если продавец-консультант занимается выкладкой товаров или уборкой витрин, а к нему обращается покупатель, надо немедленно оставить эту работу и выполнить просьбу покупателя».
Это бы правило да распространить повсюду!
...Итак, стало быть, вовсе нет в Виннице поводов для конфликтов, для жалоб?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Рассказы
Разговор второй. И слово — и дело