«Смена» уже писала о судьбе байкальского ледокола «Ангара» (№ 2, 1981 г., № 17, 1982 г.). Корабль этот имеет славную боевую и трудовую биографию. В гражданскую войну с его борта шли в бой с контрреволюцией революционные отряды и десанты. В Великую Отечественную на «Ангару» легла основная тяжесть перевозок по Байкалу. А после войны — еще десятилетия мирной работы. Но и корабли стареют...
«Давайте отреставрируем ледокол и создадим на нем музей! — решили однажды в Иркутском горкоме комсомола. — Музей революции и истории иркутского комсомола — своего рода сибирскую «Аврору». И вот то ли на слете, то ли на конференции прогремело постановление горкома ВЛКСМ. Родился почин в юбилейном 1977 году — это обеспечивало поддержку инициативы и снизу, и сверху.
Комсомольцы города стали выходить на субботники. На счет горкома ВЛКСМ потекли рубли, которые складывались в сотни, тысячи...
И тут выяснилось, что восстановить «Ангару» непросто. Во-первых, нужны материалы. Во-вторых, механизмы. В-третьих, деньги — и не тысячи, которые собрали на субботниках молодые иркутяне, а сотни тысяч. Ни того, ни другого, ни третьего не было. О, эти непредвиденные хлопоты, когда отзвенел почин, когда отшумели «бурные, несмолкающие аплодисменты», когда надо тихо, без показухи, работать, — как ненавистны они бюрократу!..
«Ангара» сперва тяготила, потом начала откровенно мешать. Деньги, собранные на субботниках, потратили. На что — никто сегодня уже не помнит. Возможно, на организацию слета, на котором прозвучала новая инициатива... А о корабле постарались забыть.
Но ледокол — вещь объемная, видная. Многие месяцы мотало его по заливу. Мальчишки устраивали на палубах пожары. Хулиганы открывали кингстоны... Но на борьбу за «живучесть судна» поднялся не горком, а маленький коллектив спасательной станции. На треть затопленный, ледокол отбуксировали к плотине ГЭС. Несколько лет, мертвый и мрачный, стоял он там.
И все это время в редакцию «Смены» шли обнадеживающие реляции.
Февраль 1980 года. «Для организации работ на ледоколе «Ангара» создан городской штаб... Основные ремонтно-восстановительные работы планируется закончить в апреле 1980 года». В. Воронов, секретарь Иркутского обкома ВЛКСМ.
Октябрь 1980 года. «Ледокол «Ангара» признан историческим памятником... В настоящее время... проводятся водолазные работы по подъему кормовой части ледокола». А. Орлов, первый секретарь Иркутского обкома ВЛКСМ.
Июнь 1982 года. «Ледокол «Ангара» будет передан Свердловскому району Иркутска с перспективой оборудования под детский клуб». В. Соколов, секретарь Иркутского обкома ВЛКСМ.
Здесь возникает по меньшей мере два вопроса. Первый: а верили ли ответственные комсомольские работники в осуществимость своих планов?.. Если «да», то почему так легко отступались от намеченного?.. Не верили? Зачем тогда обманывать горожан? Зачем лгать миллионам читателей? Не лучше ли сказать честно: «Наши предшественники ошиблись. Отреставрировать корабль не удастся».
Еще вопрос: отвечают ли сегодня те, кто подписывал письма в редакцию, за прошлые свои обещания? Вопрос не праздный, потому что они и сегодня ведают историей, памятью, людьми... Тов. Воронов нынче — методист-консультант Академии общественных наук при ЦК КПСС; тов. Орлов — заместитель начальника Иркутского областного управления внутренних дел, подполковник: тов. Соколов — заведующий отделом культуры Иркутского обкома КПСС...
А те, кто пришел им на смену, отвечают ли они За обещания своих предшественников? Нет?.. Но тогда до чего же просто, оказывается, руководить! Один, посидев несколько лет в кресле, ушел на повышение, и прошлые дела его теперь не касаются. А у того, кто занял пост, железобетонное прикрытие: «Я — человек новый. Разве лично я что-то обещал?»
Публикации «Смены» и голос общественности все-таки сделали свое. Было обнародовано решение облисполкома: считать корабль «памятником местного значения» и поставить его на государственную охрану. Снова закипело дело. 254 тысячи рублей были истрачены, чтобы вызволить «Ангару» из полузатопленного состояния. На этом все и кончилось.
Еще недолго ледокол постоял на виду города, а два года назад его тайком отбуксировали в залив Мельничная падь и бросили там на мели. И с каждым месяцем все глубже и глубже уходит под воду «Ангара»...
С глаз долой — из сердца вон? Но помнили об историческом корабле и ветераны, и молодые. Помнили и боролись. Наконец, 25 мая 1987 года облисполком принял новое решение:
«Совместно с управлением Восточно-Сибирского речного пароходства (тов. Шафиров Л. М.) рассмотреть вопрос реставрации и использования ледокола «Ангара» под музей Октябрьской революции и гражданской войны в Сибири...»
Но вот прошел почти год после принятия этого решения облисполкома. А «Ангара» не снята с мели. И незаметно на ней никаких реставрационных работ. «Почему?» — спросила Шафирова корреспондент областной молодежной газеты. «Решения исполкома я не видел, — отвечал Шафиров. — Считаю, что восстановление корабля невозможно по техническим причинам, да у нас и без ледокола дел хватает».
Так неужели никто в Иркутске не позаботится о революционном корабле, оказавшемся под старость забытым и брошенным?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.