Юность Энгельса

М Осипов| опубликовано в номере №336, декабрь 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Энгельс сумел взять и усвоить у Гегеля самое ценное - учение о том, что жизнь и все ее явления не есть нечто омертвелое, остановившееся: они находятся в непрерывном движении, - короче, внимание Энгельса привлекла диалектика Гегеля, учение о диалектическом развитии мира. Но даже и в те годы Энгельс относится к гегелевской философии критически, отвергая ее реакционные выводы.

У Гегеля, писал позднее Энгельс, «принципы всегда носят печать независимости и свободомыслия, выводы же... нередко умеренны, даже консервативны».

Уже тогда, в юности, сказываются особенности мышления и душевного склада Энгельса. В какие бы глубины философии ни проникала его мысль, душой он всегда на земле, с людьми, в пестрой, кипящей жизни народа. Гегелевская диалектика для него - прежде всего оружие борьбы с мертвечиной, застоем, неподвижностью, косностью. В тот период оформляются революционно – демократические взгляды Энгельса. Призывом к борьбе, к делу, звучат строки из его статьи «Родина Зигфрида»: «нам бесконечно противны вечные колебания, филистерский страх перед новым делом, мы хотим вырваться на простор свободного мира, мы хотим забыть о благоразумии и бороться за венец жизни - подвиг».

Тщательное изучение истории открывает Энгельсу глаза на настоящее, политические его взгляды принимают все более яркую революционную окраску. Он изобличает во лжи короля, который в 1815 году, в «минуту страха» обещал своим подданным конституцию, а теперь этот самый «дрянной, паршивый, проклятый король» обманул народ Пруссии.

Все большей ненавистью проникается юноша - бунтарь к монархии, удушающей все живое и подлинно человеческое. «Я жду чего - либо хорошего только от того государя, вокруг головы которого свистят пощечины его народа и во дворце которого революцией выбиты стекла», - восклицает он.

С каждым днем Фридриху Энгельсу становилось очевиднее, что трудно совмещать торговлю с углубленными и систематическими занятиями. Отец упорно противился поступлению сына в университет. Военная служба в культурном центре Пруссии - Берлине - кажется Фридриху лучшим выходом из положения. Осенью 1841 года он покидает родные края и едет в Берлин.

Молодой философ становится вольноопределяющимся пехотно - артиллерийского полка, с интересом изучает военное дело. Казарма расположена поблизости от университета, где читают лекции лучшие профессора страны. Свободное от военной службы время Энгельс проводит в Берлинском университете.

Для Германии это было время жестокой идейной борьбы. Начиная с середины 30 - х годов прошлого столетия последователи Гегеля разделились на правых и левых. Правые гегельянцы отстаивали реакционные стороны гегелевской философии, защищали прусскую крепостническую монархию. Левые, опираясь на диалектику Гегеля, выдвигали смелые, революционные идеи борьбы с существующим строем и религией. «Все основные принципы христианства, мало того, - все, что вообще до сих пор называлось религией, было повергнуто в прах беспощадной критикой разума», - говорил Энгельс.

Он сближается с кружком младогегельянцев, «свободных» последователей Гегеля, сделавших из его философии наиболее революционные выводы.

В этом кружке состояли братья Бауэры и Моисей Гесс. От них Энгельс впервые услыхал о пламенном юноше Карле Марксе, незадолго до приезда Энгельса покинувшем прусскую столицу.

Широкое распространение революционных идей левых гегельянцев устрашило прусское правительство. Для борьбы с этими идеями из Мюнхена в Берлин был приглашен престарелый философ Шеллинг. Философскую систему Шеллинга правящие круги хотели использовать, по меткому выражению Энгельса, «для нужд прусского короля».

«Мертвый Шеллинг», выступающий против живого Гегеля! Реакционное учение об откровении взамен живой, движущейся гегелевской диалектики! Энгельс не мог быть молчаливым свидетелем такого страшного поругания.

«Мы не боимся борьбы», - говорит он. Он уверен в победе, ведь «все, что доброкачественно, выдерживает испытание огнем». И вот молодой человек, не имеющий специального философского образования, берет на себя смелость выступить против убеленного опытом великого философа.

Атеист и сторонник подлинной науки, Энгельс со всей силой обрушивается на Шеллинга, который пытается «примирить религию с наукой». Свой памфлет «Шеллинг и откровение» он завершает вдохновенными строками:

«Будем бороться и проливать свою кровь, будем бестрепетно смотреть врагу в его гневные глаза и сражаться до последнего издыхания. Разве вы не видите, как знамена наши развеваются на вершине гор? Как сверкают мечи товарищей, как играют лучи на их шлемах? Со всех сторон надвигается их рать, они спешат к нам из долин, они спускаются с гор - при звуках песен и музыки. День великого решения, день битвы народов приближается, и победа будет за нами!»

После окончания военной службы, осенью 1842 года, Энгельс покинул Берлин и с согласия отца уехал в Англию, в промышленный город Манчестер, где продолжал заниматься торговыми делами в бумагопрядильне фирмы «Эрмен и Энгельс».

Дни, проведенные в Англии, были для Энгельса решающими для формирования его политических и философских взглядов. Со страстью ученого изучает он быт Англии, ее историю, знакомится с промышленностью, с рабочим движением, чартизмом, вчитывается в документы, говорящие об условиях жизни и труда пролетариата в стране, где развит капиталистический способ производства. Здесь Энгельс впервые начинает понимать, какую огромную роль в жизни человека играют экономические факторы. Он спешит восполнить пробелы своих знаний: погружается в книги по политэкономии. Книжные истины он проверяет жизненными наблюдениями. Недаром его замечательный труд, названный Лениным одним из лучших произведений в мировой социалистической литературе - «Положение рабочего класса в Англии», - начинается словами, обращенными к английским рабочим.

«Я хотел, - пишет Энгельс, - видеть вас в ваших собственных домах, наблюдать вас в вашей повседневной жизни, беседовать с вами о вашем положении и ваших нуждах и лично наблюдать вашу борьбу с социальной и политической властью ваших угнетателей. Я так и сделал. Я оставил общество, обеды, портвейн и шампанское средних классов и посвятил часы досуга почти исключительно сношениям с настоящими рабочими».

То, что смутно ощущалось Энгельсом прежде, получило теперь ясное обоснование. В Англии он начал осознавать роль растущего пролетариата, как носителя будущего.

В Англии Фридрих Энгельс стал коммунистом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены