Сто двадцать лет назад - 28 ноября 1820 года - в городе Бармене, в Рейнской области, в семье богатого купца и фабриканта родился Фридрих Энгельс. Семья у Энгельсов была многочисленной: четыре мальчика и четыре девочки. Фридрих был старшим. Учиться он начал в барменском городском училище.
Бармен - промышленный город. Воды реки Вуппер, на которой он стоит, всегда яркопурпурового цвета. Яркокрасный цвет «ведет свое происхождение не от какого - нибудь кровавого сражения... и не от стыда за людские нравы... но единственно и исключительно от великого множества красилен», - писал впоследствии Фридрих Энгельс.
Обстановка в школе И дома мало удовлетворяла пытливого мальчика. Из рассказов деда - отца матери - слышал он о героях древности, восхищавших его мужеством и благородством. Ему были по сердцу старинные немецкие песни, но их редко приходилось слышать в мрачном Бармене. Здесь вместо веселых народных песен в воздухе дребезжали гнусавые звуки духовных псалмов. Ханжество отличало жителей города Бармена, а Фридрих любил веселье и смех и больше всего ненавидел ложь, лицемерие. Каково ему было жить в этой обстановке, каково было посещать училище, где преподаватель на вопрос ученика: «Кто такой Гете?» - отвечал: «Безбожник»!
Из барменского училища Фридрих переходит в эльберфельдскую гимназию. Эльберфельд расположен близко от Бармена, но все же мальчику пришлось бы совершать дважды в день очень длинную прогулку. Поэтому родители поместили сына в доме директора гимназии доктора Гайтчке.
Сохранилось письмо отца Энгельса жене, которое дает некоторое представление о духовном облике пятнадцатилетнего Фридриха.
«... Сегодня он опять огорчил меня, - пишет отец, - я нашел в его ящике какую - то грязную книгу, взятую из библиотеки, повесть из жизни рыцарей XIII столетия. Поразительна его беззаботность, с которой он оставляет подобные книги в своем ящике. Пусть бог охранит его душу, часто мне становится страшно за этого в общем прекрасного мальчика... До сих пор он при всех своих прекрасных качествах обнаруживал некоторую бесхарактерность и неустойчивость мыслей, которые меня беспокоят».
То, что отец называл неустойчивостью мысли, было проявлением открытой души, ищущего ума. Этот ум жадно отыскивал и поглощал все ценное, что встречалось на пути: зрительные впечатления, разговоры, книги. В эльберфельдской гимназии также господствовал дух религиозного фанатизма и лицемерия, дух пиэтизма, но здесь нашелся хороший учитель Клаузен, тонкий знаток истории и литературы.
Клаузен привил Фридриху интерес и любовь к истории, зароненные еще рассказами деда. Сохранилась школьная тетрадь, в которую прилежный ученик Фридрих Энгельс записывал уроки истории «от сотворения мира до Пелопоннесской войны». Тетрадь исчерчена планами и картами.
Интерес к истории сочетается с любовью к поэзии. Друзья Фридриха увлекаются стихами, зачитываются произведениями своего земляка - молодого поэта Фрейлиграта, служившего тогда, кстати сказать, конторщиком в одном из торговых домов города Бармена.
Учился Фридрих Энгельс хорошо. Еще на школьной скамье он мечтал окончить университет и посвятить свою жизнь науке. Но этому противился отец. Между горячим, любознательным юношей и его консервативной семьей не раз возникали конфликты.
«Пожалуй, никогда еще в подобной семье не рождался сын, - пишет младшая дочь Карла Маркса Элеонора. - чей жизненный путь шел бы до такой степени вразрез с ее общим духом».
Отец лелеял надежду, что его старший сын не нарушит семейной традиции, он силой хотел заставить Фридриха стать хорошим дельцом. Не дав окончить сыну даже гимназии, отец посылает его работать в контору одной торговой фирмы. Однако изнурительная, бесплодная работа, ничего не дающая уму и сердцу, не могла сломить непреклонной воли и стремления молодого Энгельса к знаниям.
Энгельс продолжал учиться упорно и настойчиво. Круг его интересов был разнообразен: он любил музыку, пенье, был знатоком древней и современной поэзии, писал стихи, рисовал. Юношеские письма Энгельса к братьям Гребер полны остроумных, хорошо исполненных карикатур. Поражала его способность к изучению иностранных языков; в ранней молодости Энгельс знал 24 языка, о чем как - то писал сестре.
Это был живой, веселый, полный энергии и энтузиазма молодой человек. Он любил вставать рано, с восходом солнца, гулять, заниматься спортом. Отлично ездил верхом, фехтовал, прекрасно плавал, каждый день проделывал гимнастические упражнения. Солнечная погода, красивые пейзажи всегда были исполнены для молодого Энгельса глубокого очарования. Луга, леса, море, реки, горы неизменно наполняли его жизненной силой. Он высмеивал тех молодых людей, кто «страдает водобоязнью, как бешеная собака, кутается при малейшем холоде и считает для себя честью освободиться, по слабосилию, от военной службы».
Работая некоторое время в бумагопрядильне отца, Фридрих Энгельс наблюдал условия жизни и труда фабричных рабочих. В одном из своих первых сочинений, «Письма из Вупперталя». Энгельс с исключительной силой описывает их тяжелую, мрачную жизнь.
Гневными словами клеймит он тех, кто так бесчеловечно эксплуатирует рабочих, кто превращает их в забитых, невежественных людей. Он выступает здесь также и против суеверий, распространенных среди угнетенного народа, против религии. Энгельс убедительно показывает, как уродует она характер человека, ограничивает, уничтожает лучшие качества. «Письма из Вупперталя» были опубликованы в газете и вызвали большой шум. Всех интересовало, кто автор, скрывшийся под псевдонимом «Ф. Освальд». Никому и в голову не пришло, что с такими «крамольными» статьями, направленными против богачей - эксплуататоров, статьями, «оскорбляющими»
религию, выступил восемнадцатилетний Фридрих Энгельс - сын уважаемого и почтенного купца и фабриканта, глубоко верующего, фанатического человека.
Работа Фридриха Энгельса в бумагопрядильне не удовлетворяла ни его самого, ни его отца. После долгих размышлений старик Энгельс решил отправить сына в Бремен, на службу к своему другу саксонскому консулу и экспортеру Генриху Лейпольду, известному строгим, консервативным образом мыслей.
Бремен лежит на берегу моря. Гигантские просторы открывались г. лазам Энгельса. Юноша Энгельс, любящий природу едва ли меньше чем чтение книг, упивается поэзией моря и великолепных закатов. Но красивые пейзажи не заслоняют от него зрелища человеческих страданий. И как в родном Бармене видел он тяжкую жизнь ткачей, так и здесь печалится он о горькой участи бедняков, «плебеев, не имеющих никакой собственности, но составляющих лучшее из всего того, чем может только располагать король в своем государстве».
Все глубже и самостоятельнее становятся мысли молодого Энгельса. Многообразные его интересы проникнуты единым стремлением постичь истину, понять окружающее как можно глубже, познать настоящий смысл жизни человечества.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.