По белой тропе

Д Зуев| опубликовано в номере №336, декабрь 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Хороший охотник - готовый опытный разведчик, меткий стрелок, выносливый и способный в любых условиях переносить трудности походной жизни» (К. Е. Ворошилов)

Охота с собаками на зайцев, - пожалуй, самая популярная охота в нашей стране. Охотники выходят на рассвете. Ночной снегопад сказочно преобразил природу. На ветвях деревьев повисли пушистые воланы снега.

Хорошо в этот ранний час в лесу: бодрит колючая свежесть чистого, прозрачного зимнего воздуха, наполненного тонким запахом мшистой коры и хвои.

В поисках следов охотники все дальше и дальше углубляются в лесную глушь.

Вот показались четкие оттиски лап - визитные карточки с адресом зверей. Ажурной строчкой извивается между кустами аккуратный пунктир круглячков. Это лукавые наброды балерины снежных пространств - лисицы. И всюду: на поляне и в чаше - разметались созвездия заячьих следов.

Охотники остановились, спустили собак. Люди глазами, а собаки чутьем расшифровывают по следам, как по почерку знакомой руки, грамоту белой книги природы. Заяц поднят с лежки. Собаки погнали его, залившись в голос. И вот точно взорвалась тишина молчаливого заснеженного леса.

Звуки неистового собачьего лая оглашают всю округу.

Где лучше встать на номер, где перехватить зверя на гону? На охоте с гончими, как на войне, главный секрет в быстроте и сообразительности. Разберись, как по карте, в окружающем ландшафте. Учти, где гуще подсед, где овраг, где просека, где поляна. Запомни, где твои товарищи охотники. И тогда, как в бою, займи позицию. Подстерегай зверя.

Если бы заяц бежал от собак по прямой, то никакой бы охоты не состоялось. Зайца обычно губит врожденная повадка: он всегда возвращается на место своей лежки, откуда был поднят, или побужен, как говорят охотники.

Подставиться под тонного зайца, выбрать заранее такое место, где именно пойдет зверь от собак, - это все равно, что играть в шахматы. Разница только в том, что у шахматиста под руками доска с неподвижными фигурами, а у охотника - пейзаж с живыми зверями. Чтобы подставиться под гон, охотник, как и шахматист, тоже старается делать верные ходы. Как по шахматной доске, ходит он по ландшафту, делая время от времени перебежки для перемены позиции. И все же, сколько ни жди зверя, он всегда появляется внезапно.

Светлым клубком выкатил на поляну беляк. Охотник делает свой ход. Думать ему уже некогда. Моментальная вскидка ружья, прицел по движущейся цели, выстрел и... заяц падает.

Шах и мат сделаны.

... Охотники вышли на простор. Перед ними хвойные опушки, овраги, светлые березовые рощи с подседом можжевельника. Здесь, на дневной лежке, русаки. В отличие от беляка русак далеко полями уводит за собой гончих. Они совсем скрываются с глаз, их даже не слышно. Но вот далеко - далеко появляется еле заметная точка. Она быстро растет. Едва касаясь снега, несется» а просторе ореховый русак. Кажется, что по широкому полю стелется что - то, гонимое ветром: не то куст ковыля «перекати поле», не то струя голубого газа.

Это впечатление усиливается потому, что русак легко и грациозно прыгает кверху, чтобы скрыть свой след от собак. Но как ни хитрит русак, ни мастерят, - не избежать ему пули. Заяц «дошел», кричат в таких случаях охотники, поднимая со снега убитого зверька.

Но вот участок леса по маршруту обойден. Трубит охотничий рог. Это сигнал общего сбора. На поляну сходятся охотники. Теперь можно обменяться впечатлениями, подсчитать трофеи.....

Кто хоть раз побывает на тонной заячьей охоте, тот на всю жизнь пристрастится к этому увлекательному спорту.

Надо сказать, что он не только доставляет удовольствие и закаляет здоровье: охотники в боевой обстановке - это отличные снайперы, маскировщики и разведчики Красной Армии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены