Юность Энгельса

М Осипов| опубликовано в номере №336, декабрь 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Со всем пылом юности начал Фридрих Энгельс читать литературу «Молодой Германии» - группы, объединявшей наиболее передовых и талантливых поэтов и писателей страны.

Его привлекали взгляды этих литераторов, пропагандировавших идеи французской буржуазной революции и выступавших против прусского государственного строя, ненавистного Энгельсу. Он писал: «к этим идеям относится, прежде всего, участие народа в государственном управлении, т.е. конституции; далее, освобождение евреев, уничтожение всякого религиозного принуждения, всякой аристократии, дворянства и т. д. Кто может иметь что - нибудь против этого?» Но уже тогда Фридрих Энгельс требовал значительно большего, его влекло к действию, он стремился воплотить эти революционно - демократические идеи в жизнь.

О своих влечениях Фридрих Энгельс писал: «...я должен стать младогерманцем, или, скорее, я уж таков душой и телом. По ночам я не могу спать от всех этих идей века... Меня охватывает дух свободы; каждый раз, когда я заглядываю в какой - нибудь журнал, я слежу за успехами свободы; они прокрадываются в мои поэмы и издеваются над обскурантами в клобуках и горностае. Но от их риторики, от мировой скорби, от всемирно - исторического, от скорби иудейства и т. д. я держусь в стороне, ибо теперь она уже устарела».

«Риторика» и «мировая скорбь» были совершенно чужды натуре молодого Энгельса - бодрого, смелого, не умеющего останавливаться ни перед какими трудностями, видевшего подобно Марксу смысл счастья в борьбе. Его любимым поэтом становится Шелли, стихи которого Энгельс переводил с английского на немецкий язык. Стихи Шелли смелы, действенны, они зовут на борьбу. Со страстью и гневом говорит поэт о судьбе богатых и бедных:

«Ты сеял хлеб - другой скосил;

Ты ткани ткал - другой сносил;

Ты клад нашел - другой богат;

Ты меч сковал - другим он взят».

В Бремене цензура свирепствовала не так жестоко, как в Бармене, здесь несравненно легче было доставать оппозиционные книги и брошюры. Фридрих Энгельс не только сам зачитывается запретной литературой, но и снабжает ею своих друзей.

Под влиянием этих книг разум освобождается от сковывающих его цепей. И первая цепь, которую сбрасывает с себя Энгельс, - это религия.

Детская, простодушная вера в бога была поколеблена зрелищем человеческих страданий, увиденных еще в долине Вупперталя, которую Энгельс называл «Мукерталь», т.е. ханжеская долина. Несправедливость, царящая на земле, опрокидывает утверждение христианства о мудрости и благости божьей.

В поисках истины Фридрих Энгельс внимательно вчитывается в библию и другие «божественные» книги. Его пытливый ум вскоре находит противоречия в самом тексте библии.

Вера в «священное писание» идет прахом. Христианское учение не выдерживает критики разума - оно опровергается дважды: логикой и практической жизнью.

«Я тебе скажу только, что теперь я готов считать божественным лишь то учение, которое может выдержать критику разума. Кто дает нам право слепо верить Библии?» - писал он другу.

«... Мне кажется чудовищной иронией, - утверждает он в другом письме - когда говорят об ортодоксальном евангелическом христианстве как о религии любви. Согласно этому вашему христианству, девять десятых человечества обречены на вечные муки и только одной десятой суждено быть счастливой. И вот это, Фриц, должно называться бесконечной любовью бога?»

Именно в это время - в период неустанных исканий - молодой Энгельс прочел книгу Штрауса «Жизнь Иисуса».

Штраус первый подошел к евангелию с исторической точки зрения, рассматривая его как продукт определенной эпохи. Все, о чем рассказывается в религиозных книгах, - по утверждению Штрауса, миф, создание человеческой фантазии.

«Жизнь Иисуса» произвела на молодого Энгельса неизгладимое впечатление. Под влиянием этой книги вера для Энгельса «оказывается такой же продырявленной, как губка».

Знакомство со Штраусом явилось для Энгельса звеном, логически приведшим его к философскому постижению мира, к изучению Гегеля. Как освобожденный из плена воин, бросился он на штурм высот, которые были достигнуты в то время человеческим разумом. «Благодаря Штраусу я, - пишет Энгельс, - нахожусь теперь на прямом пути к гегелизму... я штудирую «Философию истории» Гегеля - колоссальное произведение; каждый вечер я систематически читаю ее, и титанические идеи ее страшно захватывают меня».

Так близка и родственна Энгельсу философия Гегеля, так внутренне подготовлен он к ней, что она кажется ему «вычитанной из его души».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены