Яковлев и «Яковлевы»

Л Огнев| опубликовано в номере №442-443, октябрь 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вспомнив об этом бое, я спросил конструктора, чем объяснялась эта ястребиная свобода полёта его машины.

- Лёгким весом, - ответил он, - Одно время авиационные конструкторы Европы и Америки начали строить тяжёлые истребители. Вес некоторых из них дошёл до пяти с лишним тонн, приближаясь к весу двухмоторного бомбардировщика. По этому пути пошли и некоторые советские инженеры Я же всегда был сторонником лёгкой машины.

Конструктор пригласил меня осмотреть опытный завод, на котором был создан экземпляр этой машины. Мы прошли через светлый зал конструкторского бюро, где молодые люди в белых халатах священнодействовали над чертёжными' досками, и вышли в производственные цеха. Я помнил этот завод маленькой мастерской и удивился огромным залам, наполненным светом и воздухом.

В одном цехе стояло несколько самолётов - своеобразный парк эталонов. Тут были собраны воевавшие «Яковлевы». Конструктор показал мне присланный с фронта задымленный, с пулевыми и осколочными пробоинами истребитель «Яковлев». На этом самолёте было сбито в воздушных боях четырнадцать немецких машин. Когда мотор выработал свои ресурсы, машину снова прислали её конструктору.

После осмотра опытного завода Яковлев увёз меня к себе домой, на обед. Он занимает квартиру из четырёх комнат, обставленную с большим вкусом. На стенах много картин, цветы. Яковлев их очень любит, особенно розы. Большой шкаф сплошь уставлен альбомами с патефонными пластинками: записи произведений русских, западно-европейских и американских композиторов, симфонии, оперы, балеты.

- Особенно люблю – Чайковского. Его Пятую и Шестую симфонии могу слушать ежедневно, а от «Лебединого озера» в восторге, - сказал Яковлев и добавил: - Я, кажется, не пропустил ни одного представления этого балета в Большом театре.

За обедом разговор вновь вернулся к авиационным темам. Я спросил Яковлева, как представляет он себе дальнейшее развитие военной авиации. Он ответил, что, по его мнению, оно пойдёт не в сторону универсализации и создания многоцелевых самолётов, а по пути их дальнейшей специализации. Бомбардировщики будут, как и прежде, лёгкие, средние и тяжёлые, истребители - для ближнего боя и дальние, для сопровождения бомбардировщиков. Он предвидит также дальнейшее увеличение калибра авиационных пушек.

- А каков будет следующий «Яковлев»? - спросил я.

Конструктор, прищурясь, посмотрел на меня и ответил:

- Через несколько дней узнаете.

И, действительно, через несколько дней Александр Яковлев позвонил мне и спросил:

- Хотите посмотреть самолёты послевоенной авиации? Приезжайте.

Понятно, что спустя несколько минут я был уже в машине. Яковлев встретил нас на аэродроме. На площадке стояли новые самолёты. Впереди других красовалась изящная серая двухмоторная машина «Яковлев-8». Это самолёт, предназначенный для промежуточных рейсов: от магистральных линий - в города, совхозы, колхозы. Лётно-тактические данные машины позволяют ей покрывать расстояние в несколько сот километров и приземляться на самой примитивной площадке. Самолёт оборудован двумя моторами мощностью по 150 лошадиных сил.

Конструктор пригласил меня войти в самолёт. Внутри скромно, но уютно: удобные кресла, уборная. Регуляция воздуха- тёплый, холодный. Пепельницы. Пол застлан ковром. Я прошёл в пилотскую кабину. Два кресла, двойное управление, отличный обзор.

- По чьему заказу сделана эта машина?

- По моей собственной инициативе, - ответил Яковлев. - Конструктор не должен ждать заказа. Его обязанность - смотреть вперёд и предугадывать развитие авиации и нужды народного хозяйства.

Рядом стояла другая послевоенная машина - одномоторный моноплан с тем же малосильным двигателем в 150 сил. Внешне и внутри самолёт напоминает воздушный автомобиль. Широкая дверь, четыре места, расположенные, как в легковой машине, за креслами полка для портфелей и свёртков. Приборная доска сделана так же, как приборная доска автомобиля: даже ящички по бокам.

- Земной человек обычно чувствует себя морально несколько подавленным, когда ему приходится садиться в самолёт, - объясняет конструктор. - К автомобилю же он привык. Поэтому я постарался сделать всё возможно привычнее для неопытных пассажиров. Мы даже к мотору поставили глушитель, чтобы и. у него был автомобильный звук.

Механик запустил мотор: он и впрямь работал приглушенно, как двигатель автомобиля. Но, разумеется, не только внешние данные определяют идею конструктора. Яковлев стремился создать в полном смысле этого слова воздушный автомобиль. Лётные данные машины, скорость, дальность, устойчивость, управляемость, взлётно-посадочные свойства позволяют летать на этой машине куда угодно. По расчётам конструктора, при массовом изготовлении этот самолёт будет стоить не дороже автомобиля «M-I».

- Познакомьтесь, лётчик Расторгуев, - сказал конструктор.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены