- О чём же мы будем говорить? - спросил Яковлев.
- Может быть, о самолётах? - предложил я с притворной наивностью.
Он улыбнулся:
- Ну что ж, если вам это интересно, я готов.
Наша беседа происходила в служебном кабинете конструктора. Это была просторная, сверкающая чистотой комната, е огромным, залитым солнцем окном. Вся обстановка кабинета состояла из шкафа с техническими справочниками на нескольких языках, нескольких низких кресел и небольшого письменного стола: на столе не было ничего, даже чернильного прибора: конструктор предпочитает стило.
Я ожидал увидеть Яковлева в мундире генерал-лейтенанта, а встретил тридцативосьмилетнего молодого человека в элегантном штатском костюме. Серый пиджак был аккуратно повешен на спинку кресла. Энергичное сухое лицо, живые глаза, подвижные нависшие брови, тёмные волосы, зачёсанные на пробор.
Таков внешний портрет одного из известнейших авиационных конструкторов мира, создателя грозных советских истребителей, человека, обладающего длиннейшим титулом: Герой социалистического труда, доктор технических наук, лауреат Сталинской премии, директор самолётостроительного завода, заместитель Народного комиссара авиационной промышленности. Ныне Александр Сергеевич Яковлев выдвинут рабочими завода имени Чкалова кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР и будет баллотироваться по Новосибирскому центральному избирательному округу.
Немного, наверное, есть авиационных конструкторов, которые могут гордиться таким количеством созданных ими самолётов, как Яковлев. За сравнительно короткий срок он разработал и построил до четырёх десятков самолётов различного класса, типа и назначения. На всех этих самолётах неизменно лежат черты его творчества: новизна мысли, смелость решения аэродинамических задач, высокая производственная культура. «Авиация требует широты мыслей и чистоты исполнения» - вот девиз конструктора.
С именем Яковлева связано создание советской легкомоторной спортивной авиации. До войны на любом аэродроме можно было встретить его маленькие, изящные самолёты «УТ-1», «УТ-2» и другие. Молодые лётчики совершенствовали на них свои знания и опыт, учились мастерству пилотажа, готовили себя к переходу на боевые самолёты. На лёгких машинах Яковлева советские авиаторы завоевали серию международных рекордов скорости, дальности и высоты полёта.
У Яковлева чрезвычайно разностороннее дарование. Может быть, в этом сказалось в известной мере его увлечение в детстве авиамоделизмом, с которого, собственно, и начались авиационная жизнь Яковлева, работа на аэродромах в качестве моториста и механика, а также напряжённые занятия в Военно-воздушной академии. Каждый год молодой конструктор выпускал в свет один - два самолёта, непрерывно совершенствуя прежние свои модели. Он создавал лёгкие машины для спорта, первоначального и последующего обучения молодёжи, работал над конструкциями, предназначенными для полярной авиации, строил гидропланы.
Накопив большой опыт, Яковлев взялся и за строительство боевых самолётов. Он создал сначала бомбардировщик, а затем - истребитель, который ныне заслужил большую славу. На десятках фронтовых аэродромов я встречал эти небольшие грозные машины, стремительно взлетающие ввысь, разящие врага в воздухе и на земле.
«ЯК» - так сокращённо называется истребитель Яковлева. Впрочем, это не один самолёт, а целая семья разнообразных конструкций: «ЯК-1», «ЯК-3», «ЯК-7», «ЯК-9», - все они имеют различные лётные данные, различное вооружение и, по сути дела, представляют собой совершенно несхожие машины. Как во всякой семье, каждый её член обладает индивидуальным характером, но у них есть и общие, фамильные черты: их лётные и боевые качества во многом превосходят немецкие самолёты аналогичного типа и назначения.
Самолёты «Яковлев» пользуются любовью советских лётчиков. Их скорость - стремительна, вооружение - могучее, маневренность - отличная; с их живучестью могут поспорить разве только штурмовики Ильюшина. Иной раз в жаркой схватке вражеским снарядом отбивало у истребителя руль поворота, часть элерона, пробивало огромные дыры в плоскостях, и тем не менее машина благополучно возвращалась на аэродром. Простота устройства, лёгкость управления, способность взлетать и садиться на небольших площадках сделали этот аэроплан незаменимым во фронтовых условиях.
Среди конструкторов Яковлев заслуженно считается новатором авиационной техники. Разрабатывая какую-нибудь идею, он старается довести её до конца, выжать из техники всё, что она может дать.
Яковлев рассказал мне об одном уроке, полученном им несколько лет назад от товарища Сталина. На Тушинском аэродроме Иосифу Виссарионовичу показывали учебные и спортивные самолёты. В числе других были показаны и машины Яковлева. Одновременно в воздух выпустили три самолёта «У-2» и яковлевские - № 6 и № 10. Экспромтное соревнование закончилось победой самолёта № 10, показавшего скорость около 200 километров в час.
По окончании демонстрации Иосиф Виссарионович расспрашивал молодого конструктора об особенностях его самолётов. Яковлев указал, что они снабжены одним и тем же советским мотором «М-11» мощностью в 100 лошадиных сил, но благодаря различным аэродинамическим данным имеют разную скорость полёта. У самолёта № 10 лучшие данные, поэтому и скорость его выше остальных.
Иосиф Виссарионович спросил, можно ли ещё что-либо выжать из этого мотора. Подумав, конструктор ответил отрицательно. Однако товарищ Сталин с этим не согласился. Он сказал, что надо постараться добиться ещё большей скорости.
Яковлев работал в течение года над этой проблемой и создал новую машину - тренировочный самолёт «УТ-1», на котором впоследствии тысячи молодых лётчиков изучали технику боевого применения авиации. На этом самолёте стоял тог же мотор, «М-11». Предположение И. В. Сталина полностью оправдалось. На испытаниях машина дала не 200 километров в час, а 252. Добротный мотор отлично вытянул дополнительную нагрузку.
Это заставило конструктора в дальнейшем критически относиться ко всяким нормам и пределам. Одно время в советской авиации существовало убеждение, что на моторах известной мощности нельзя получить скорость выше определённых пределов. Яковлев опроверг это положение. Внимательно ознакомившись с моторным парком, он остановил свой выбор на двигателях конструкции Героя социалистического труда Климова. После года упорной работы в воздухе появилась новая боевая машина Яковлева. Скорость её намного превышала скорость аналогичных конструкций. Сломав предельческие нормы, молодой инженер повёл за собой остальных конструкторов.
Как-то на фронте на берегу Вислы я наблюдал жаркий воздушный бой. Двадцать самолётов «Яковлев-3» схватились с тридцатью «Мессершмиттами-109» и «Фокке-Вульф-190». Советские истребители, возглавляемые подполковником Алексеем Королёвым, сбили четырнадцать немецких самолётов, потеряв два. Меня поразила тогда необычайная маневренность яковлевских истребителей: они птицами носились вокруг немецких самолётов, почти отвесно лезли в небо и с изящной лёгкостью занимали господствующее положение для атаки.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.