Я за ФЗУ

Г Бебчук| опубликовано в номере №181, февраль 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Комбинат был заложен на огромном пустыре бывшей Анненгофской рощи. Когда-то на этом пустыре шумели густые леса, вплотную подступавшие к металлическому заводу Гужона. Старые рабочие и посейчас вспоминают пышные и густые кустарники Анненгофской рощи, где каждое воскресенье незаметно для глаз полиции собирались первые революционные собрания рабочих с ближайших предприятий.

Миллионер Гужон был одним из крупнейших заводчиков Москвы. Даже и для того времени он отличался особой жестокостью и грубостью к рабочим. В цехах завода за грошовую плату беспощадно эксплуатировали 4 тысячи рабочих. Мне вспоминаются 1914 - 15 годы. Отец мой был вальцовщиком в листопрокатном цеху. Десять часов - изо дня в день - находился он в злом огне вертящихся раскаленных болванок. Я часто с хворой матерью носил ему обед.

Наскоро проглотит отец обед, и поспешно направляется к стану.

Вечером он приходил, опьяненный злобою усталости.

В годы военного коммунизма участь Анненгофской рощи была, казалось, окончательно решена. Опустела, безжизненной пустыней стала роща. Столетний лес в короткое время вырубили на дрова.

Период восстановления.

Ожили бывшие кадетские корпуса. В длинных зданиях, заново отремонтированных, замелькали высокие шлемы красногвардейцев. Война окончена. Враг уничтожен. Красные бойцы пришли за знаниями, за учебой. Радуют песни из окон казарм.

Заржавелые цеха завода тоже проснулись. Задымили громадные трубы. Заклокотало огненное сердце завода - мартены. Все бодрей и звонче несся на окраины возродившийся шум цехов.

Любовь к труду передается по наследству. В первые дни восстановления, как только цеха перешли вновь с выделки зажигалок на жесть, проволоку, гвозди и болты, отец мой бросил конный двор и, по призыву партийной ячейки, пришел мастеров в знакомый цех. Вслед за ним пришел приехавший с фронта молодой партизан Федя. Третьим пошел брат Геннадий. А осенью 1926 года, пройдя медотбор, и я был принят в ФЗУ на этот же завод.

Школа существовала четвертый год. Помещалась она в темном угрюмом здании, напротив заводских корпусов. Заведующий школой, выдвиженец Баранов, был человеком малограмотным и все дела за него обделывал зав. учебной частью Рождественский.

В школе насчитывались 72 ученика, главным образом из воспитанников детдомов. С первого же дня стало понятно, что мы предоставлены сами себе. Детдомовцы - народ решительный. А потому вскоре сорганизовался учком, выпустили стенгазету, создали производственную и сан. бытовую комиссии. А через три месяца не было ни одного беспартийного фабзавучника. Ребята тесно связались с комсомольской ячейкой завода. Борьба против старых традиций и методов обучения началась в самое ближайшее время. Бывшим беспризорным, воспитанным по правилам детских коммун, не по нутру пришлись Рюрик, князь Игорь и Запорожская Сечь.

Злобно и колко высмеивала стенгазета уроки преподавателя физики Иванова, бывшего преподавателя женских гимназий:

«Преподаватель физики Иванов, вместо практического совмещения теории физики с практикой на заводе, показывает ученикам мелкие ненужные опыты с кусочками мела, применимые только в дамских пансионах».

В ответ на это донеслись ехидные слухи о «разгоне» ФЗУ. Но партийный комитет нажимал.

Снять преподавателей, изменить программу обучения. Фабзавуч отстояли. Школа повернулась лицом к цехам.

На уроках математики появились свежие задания.

- ... Узнать окружную скорость прокатного стана.

- ...диаметр рольганов на стане 700 л. с.

- ... Скорость прокатки проволочного стана.

На уроках обществоведения стали изучать историю партии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены