Я – «Путник», прием…

Владислав Янелис| опубликовано в номере №1272, май 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы поднимались на Заозерную, лазали по осыпавшимся старым окопам, пулеметным гнездам и воронкам. Там и сейчас можно отыскать почерневшие осколки, изъеденные ржавчиной ружейные гильзы, обрывки телефонного кабеля и погнутые пуговицы. Боевые реликвии хранятся в музее заставы, который понемногу пополняется. Каждое поколение воинов оставляет рядом с вещественными доказательствами мужества героев Хасана свидетельства своей пограничной доблести. В нескольких метрах от старых окопов на Заозерной начинается территория соседнего государства. Всего несколько шагов – :И Китай.

Днем на заставе тихо. Здесь вообще тихо, исключая мгновения, когда сигнал тревоги срывает людей со своих мест и наполняет заставу грохотом сапог, лязгом оружия, резкими, как хлопки, командами.

...Это произошло в 18.06. Время в таких случаях всегда фиксируется абсолютно точно – не только потому, что отсчет его потом уже идет на секунды: это поможет в дальнейшем при разборе поиска проанализировать действия всех подразделений и служб. На связи был Михаил Романов, несколько медлительный и очень уравновешенный в обычное время, он все еще не мог привыкнуть за уже немалый срок службы к этому, самому тревожному пограничному сигналу.

– Товарищ капитан! , Политыкин, научившийся по одному

только стуку в дверь определять характер доклада, быстро спросил:

– Какой?

– Девятый правый.

Включая сигнал зуммера, поднимавший заставу «в ружье», Политыкин уже представлял мысленно тот самый, девятый правый участок и варианты вероятного направления движения нарушителя. Он обязан был до того, как будут построены группы заслона, найти решение одной-единственной, самой важной сейчас задачи – где расставить заслоны, чтобы напрочь исключить возможность прорыва нарушителя в глубь нашей территории.

О случившемся было немедленно доложено в штаб погранотряда и на соседние заставы. Располагая резервами, штаб мог в случае необходимости подключить к поиску нарушителя не только соответствующее число людей, но также отряды дружинников. Пока же было принято решение блокировать район поиска силами двух застав: три заслона посылал Политыкин и один – соседняя застава. Кроме того, в полную готовность приводились группы резерва.

Политыкин глубже натягивает на лоб фуражку, сбрасывает ремешок под подбородок, выскакивает на крыльцо и сразу – к «тревожной» группе. Уже на ходу оборачивается, скользя взглядом по аллее, на которой выстроились бойцы заслонов, кивает Слепцову.

– Как договорились, сам с первым прикрываешь границу, второй – к дороге, третий – черное дерево. Левый фланг у нас блокируют соседи... Надо взять до темноты.

Рубежи, на которые выйдут заслоны, возможно, окажутся для них только исходными. У каждой группы своя рация, и руководитель поиска в зависимости от направления следа нарушителя может передвинуть заслон с одного места на другое. Но выбрать исходные – это тоже очень важно.

Политыкин с разбега ныряет в «уазик»; сзади рычит Амур: он не любит резких движений в машине. Ефрейтор Василий Басаргин склоняется к рулю и отжимает педаль сцепления. Машина на полном ходу выкатывается за ворота заставы.

Как-то я в шутку спросил Басаргина, может ли он с завязанными глазами отыскать колею дороги от заставы к КСП. Василий отнесся к вопросу серьезно: «С завязанными – нет, а вот в полной темноте – пожалуйста, и не только к КСП, но и к поселку и в тыл, – словом, любую». Он знает здешние дороги лучше, чем спортсмен-гонщик привычную трассу, знает каждый их изгиб, уклон, каждую выбоину, покрытие на всех участках, не говоря уже о поворотах, Он просто «включает» себя на ту или другую дорогу и ведет машину давно запрограммированными движениями.

Не так давно Басаргин принял участие в задержании нарушителя границы, за которое представлен к боевой награде. Это задержание было у него первым. По команде «в ружье» Василий, еще двое пограничников и с ними собака Рим были направлены в заслон к железнодорожному шлагбауму. Замаскировав машину, бойцы залегли. Тем временем тревожная группа шла за нарушителем, который, уходя от погони, бежал между рельсов, держа путь в глубь нашей территории, и должен был неминуемо наткнуться на заслон у шлагбаума. Другой служебной собаке, ищущей по следу, было трудно: мешал запах креозота, которым пропитывались шпалы, поэтому первым услышал чужого Рим. Он привстал и напрягся, изготовившись для прыжка. Басаргин, находившийся ближе всех к железнодорожному полотну, нащупал пальцем переключатель фонаря и сильнее прижался щекой к острому щебню. Наконец показался нарушитель. Пригибаясь и тяжело дыша, он бежал, казалось, прямо на Василия.

Лучи нескольких фонарей одновременно ударили в лицо незваному пришельцу. Он вскрикнул, заслонил ладонью глаза и прыгнул к краю насыпи. Там был Басаргин.

В машине, кроме Политыкина и Басаргина, еще трое – сержант Александр Раков с рацией. Павел Бурчик и Василий Шеин. На них сегодня самое главное – поиск и захват нарушителя. Каждый из троих – ас в своем деле, для них превыше всего воинский долг, и, выполняя его, они способны на настоящий подвиг, на самопожертвование. Тогда, в машине, они еще не знали, что им предстоит выдержать.

Пограничная дорога петляла узкой, коричневой от недавнего дождя лентой между невысоких сопок, падала в тесные ущелья и вновь взбиралась на крутые гребни. Но вот после очередного «выныривания» мы оказались на гладкой песчаной насыпи, тянувшейся вдоль КСП.

– Подъезжаем к девятому участку, – заметил Политыкин. Он почти механически расстегнул крючок ворота и наклонился к стеклу, выискивая на дороге невидимую черту, с которой должен был начаться поиск.

Все члены группы знают свои обязанности, свое место в поиске, порядок следования, но Политыкин должен, таков закон, поставить задачу каждому.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены