Я горжусь мрим родом

Л Успенский| опубликовано в номере №391, сентябрь 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я живу. Это значит, что на протяжении веков до меня жили, трудились, совершали подвиги мои бесчисленные предки.

От меня до Них тянется прямая нить, непрерывная цепочка.

Если Валерий Павлович Чкалов был безгранично смелым, мужественным, сильным физически и духовно человеком, то это потому, что он появился в мир в длинном роду таких же богатырей. Победитель Арктики, он унаследовал от своих предков могучее сложение, несгибаемую волю, упрямый и зоркий взгляд, крепкую шею и даже окающий волжский говор.

Нет сомнения: деды и прадеды Чкалова бурлачили и рыбачили на вольной русской реке, отстаивали её берега от иноземных завоевателей, ходили на лёгких стружках по морю Хвалынскому - Каспию - в далёкие земли, вместе со Стенькой Разиным стояли за казацкую волю.

Нижний Новгород - как показывает и самое имя его - был основан выходцами из «Господина Великого Новгорода». Предками нижегородских волгарей были смелые ушкуйники Волхова. И, может статься, в крови Валерия Чкалова текли капли буйной крови Василия Буслая, или Гаврилы Олексича, или богатыря Саввы Новгородца, которые бились под стягом Александра на берегу Невы.

А не с ними, так с какими - то другими древними богатырями соединяет великого лётчика его род. И если Чкалов вправе был гордиться славой, которую он сам себе добыл, он не мог при этом не воздавать должного длинной цепи своих предков. Они, борясь за жизнь, выковывали в этой борьбе твёрдый характер и стальную хватку, они для него, своего пра - пра - правнука, отстояли право на победу и славу. Ими он должен был гордиться. Каждый из нас вправе гордиться своим родом! Вправе при одном условии: если мы достойны его.

Искони веков особым качеством русского воина была его неудержимая отвага и сила в рукопашном бою.

В новгородские времена наши предки наводили на врагов ужас своими «соступами», стычками «грудь с грудью», когда копья и сулицы ломались, бердышам и топоркам не оставалось места для размаха и в дело шло национальное русское оружие - ножи «за - сапожники». Многие враги, которым нельзя было отказать в храбрости, в отчаянности, в дисциплине и упорстве, обращались вспять, как только дело доходит до русской дубины - шестопёра, - до русского приклада, до русского штыка.

Почему так происходило?

Потому что в характере русского человека заложено исконное благородное стремление решать всякое дело начистоту, в прямом единоборстве, когда между противниками никого и ничего не остаётся.

Так любили сражаться наши пращуры, шедшие на врага с ивовым щитом и рогатиной. В лихом бою они сбрасывали с себя всю одежду, чтоб не мешала оная, и, по словам свидетелей, «лезли вперёд, как одержимые». И враг обращался в бегство.

Но прошли века, и пра - пра - правнуки Буслаев сели на мощные самолёты, взяли в руки технику, созданную величайшими в мире умами. Какие черты русского человека проявились в этом новом, непохожем на прошлые бою?

Те же самые! Так же как раньше из всех солдат именно русский первым, ещё в 1914 году.

довёл воздушную схватку до лобового удара, до тарана. И так же, как тогда, этот страшный и прекрасный способ боя только у нас одних приобрёл массовый характер, стал с самого начала Отечественной войны наводить ужас на врага. Почему? Потому что за спиной идущего на таран русского лётчика как бы несутся в атаку тени его бесчисленных предков.

Они передали ему свою любовь к родине. Они дали ему черты его лица, и выражение глаз, и манеры, и жесты, и говор. Они наделили его упорством и решимостью. Они вправе гордиться потомком своим, и в равной степени он вправе гордиться своими предками.

Гордость рода! «Хорошо тому гордиться родом, у кого он есть», - скажете вы.

В самом деле, как только мы слышим слово «род», рядом с ним в нашем сознании всплывает второе слово - «родовитый». В этом нет ничего странного: когда - то слово «родовитый» и впрямь означало: «обладающий длинным рядом предков». Но ведь неправильно думать, что один из живущих в одно и то же время людей может иметь большее количество предков, нежели другой.

Всё дело в людской памяти: о» а удерживает только воспоминание о людях, чем - то особенно отличившихся или известных. А это приводит к тому, что в слово «родовитый» мы начинаем вкладывать совсем другое понятие - «известный», «славный», «богатый». О таких людях делались специальные записи. В результате чего «шестисотлетнее дворянство», например, было причислено к лику родовитых, а тысячелетнее крестьянство представлялось как бы не имеющим никаких предков.

В этом заключается совершенно неправильное понятие «родовитости».

Пять лет назад я познакомился с четырнадцатилетним мальчиком. происходившим из деревни Смерди, под Ленинградом, и носившим фамилию Лепечёв. Заинтересовавшись этой деревней, я произвёл кое - какие розыски и узнал, что имя этой деревни - «Смерди» - означает по - древнерусски «свободные крестьяне» (т. е. нехолопы, некрепостные) и что деревья на том же месте, где и сейчас, существовала уже в XII и XIII веках. Факт этот отмечен в летописях и переписных книгах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены