Повесть о привлючениях капитана Дементьева (Окончание. См. «Смену» №№ 17, 18, 19, 20, 21)
В последние месяцы войны советский разведчик капитан Дементьев под видом гитлеровского офицера Рюкерта был сброшен на парашюте в портовый город «Н», откуда фашисты производили эвакуацию своих окруженных дивизий. Воспользовавшись паникой в порту и бегством из города начальника отдела по организации гражданского тыла Мельха, капитан Дементьев завладевает бланками и печатью отдела и изготовляет для себя фиктивный документ «санитарного инспектора особого назначения». С этим документом он проникает на оперативный причал порта, производит осмотр транспортов, подающихся под погрузку, и сообщает советскому командованию точные данные о ходе эвакуации гитлеровцев. Информация Дементьева дает возможность нашим бомбардировщикам перехватывать и уничтожать в открытом море фашистские суда. Гитлеровцы начинают догадываться о том, что в порту действует советская разведка, и из Берлина поступает распоряжение гестаповцам порта принять срочные меры предосторожности. Опасаясь за свою карьеру, начальник гестапо Крамергоф арестовывает полковника Кунгеля, отвечавшего за эвакуацию, и тщательно проверяет офицеров, служащих в порту, в том числе и Дементьева. Дементьев искусно отводит от себя подозрения, сообщая Крамергофу факты, изобличающие полковника Кунгеля в плохой организации эвакуации.
- Нет. Я как раз настолько глуп, чтобы беспрекословно выполнять тот приказ, который я получил от высшего командования.
- Все ясно. Уведите его! - приказал Крамергоф.
Кунгеля увели. Несколько минут Крамергоф молчал, устремив задумчивый взгляд в пространство. Потом он обратился к Дементьеву:
- Сейчас мы дадим вам пропуск, и вы сможете продолжать исполнение своих обязанностей. А завтра, в девять утра, явитесь сюда. И впредь вам нужно будет по утрам заходить к нам, ибо на каждый день мы выдаем новые пропуска.
Дементьев улыбнулся:
- Это нетрудно. Если, конечно, каждый день у нас не будет столь подробных бесед...
- В дальнейшем разговоры наши будут короче, - сухо обронил Крамергоф.
Дементьев взял пропуск, направился к двери, но тут же вернулся.
- Вы случайно не знаете, днем погрузка будет?
- Нет. В полночь под погрузку поставят сразу два транспорта. А может, и больше.
- Можно задать вам еще один вопрос?
- Пожалуйста.
- Как обстоят дела там, в Германии?
Крамергоф ответил не сразу. Дементьев заметил, что на мгновение лицо его стало мрачным, но тут же гестаповец изобразил улыбку и сказал:
- Все в порядке, капитан. Война продолжается. А наш фюрер сказал: «Пока есть один немецкий солдат...»
- «... Есть и великая Германия», - быстро подхватил Дементьев и вытянул вверх правую руку. - Хайль Гитлер!
- Хайль! - глухо отозвался Крамергоф. Дементьев вышел из комнаты. Когда дверь за ним закрылась, Крамергоф сказал:
- И все - таки с этим Рюкертом не чисто. Чувствую, что не чисто.
- Может, лучше его, на всякий случай, арестовать? - предложил один из гестаповцев.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.