В краю золота

Б Кротов| опубликовано в номере №708, ноябрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дорога

1

Поезд шел навстречу заре. Впереди его ждали сотни станций и полустанков. раздольные степи, глухие леса... Первые часы пути в вагоне не смолкали песни. Потом они надоели, и пассажиры припали к окнам. Минувший день с его суматошными сборами, сдержанными вздохами родных и близких выветрился из памяти. Приходили новые мысли, чувства. Поезд спешил в Сибирь. Путь был дальний: в город Бодайбо.

Василий Доросинец, высокий, плечистый парень в солдатской гимнастерке, весело кричал девушкам:

- Что приуныли?.. Морозов испугались? Держись за меня крепче, золото уже близко...

Девушки отмахивались: больно нужно им золото, не за этим едут!

- А над морозами ты не смейся, - хмуря густые брови, говорила Тозорева, мастер одного из больших московских заводов. - Смотри, как бы сам не приуныл!

- Кто? Васька унывать будет? Да ни в жисть!... - вступали в разговор два друга - приятеля, Лапшаков и Безбородов: один - шофер, второй - слесарь из города Кунцева. Они как запили перед отъездом, так не протрезвлялись всю дорогу.

Тозорева выгоняла Лапшакова и Безбородова из купе и снова поудобнее усаживалась у окна. Все с нетерпением ждали, когда наконец въедут в Азию, и были разочарованы, не заметив резкой грани между двумя частями света. По сторонам от железнодорожного полотна по - прежнему лежала желто-зеленая степь.

- Ну и Сибирь!... Где же тайга? - Доросинец, дуранась, высовывался из окна и макал кепкой: - Извозчи - ик, не туда везешь, поворачивай!...

Зато, когда за Новосибирском на поезд стеной пошел лес, все ахнули от восторга. Так вот она какая - тайга! Непроглядно - черная, густая, таинственная... Казалось, тайге нет ни конца, ни края. И точно так же, как недавно все охладели к степи, так и сейчас быстро «насытились» лесом и уже равнодушно провожали глазами разлапистые ветви кедров. Не находя себе больше занятия, пассажиры бродили по вагону, осаждая проводника одним и тем же вопросом: «Скоро ли?»

Не давали покоя и представителю треста «Лензолото», бритоголовому мужчине в дорогом сером костюме и высоких грубых сапогах. Его замучили расспросами о Бодайбо. Довольно улыбаясь, он перечислял, загибая пальцы, что есть в городе: горный техникум, средние школы, стадион, два парка, несколько кинотеатров, магазины...

- Ты о золоте, о золоте расскажи! - перебивал его Безбородое, натягивая на уши рыжую кепку с маленьким козырьком.

- А что о золоте? Металл он и есть металл... Вы, товарищи, будете работать на строительстве, первое время, по крайней мере. Нам очень строители нужны. Шахту строить, механические мастерские, жилые дома... А золото от вас не уйдет.

- Ну, это мы сами будем решать, где нам работать, - цедил сквозь зубы Лапшаков и уходил прочь, сопровождаемый своим неизменным спутником Безбородовым - костистым парнем, на широкой груди которого был вытатуирован какой - то экзотический пейзаж.

Бритоголовый укоризненно глядел им вслед. Встречая сочувствующий взгляд Тозоревой, думая: «Нет, не все такие... В основном - то народ хороший, настоящие комсомольцы!...»

2

В Бодайбо прибыли под вечер. Покинув в Усть - Куте обжитые вагоны, вое разместились на пузатом колесном пароходе, который, с трудом преодолевая течение, поплыл к городу.

Сумерки помешали сразу разглядеть город. Был виден лишь темный косогор, на котором раскинулись низенькие строения. Берег казался пустынным. С парохода бросили пару широких досок - сходней, и в ту самую минуту, когда они коснулись берега, откуда - то сверху рявкнул оркестр. И берег мгновенно ожил. Сотни, а то и тысячи людей, стоявшие до этого в молчании, закричали что - то, замахали руками, зааплодировали.

Когда Тозорева сошла на берег, ей сунули букет цветов, и чья - то жесткая рука до боли сжала ее руку. Тозоревой не позволили нести ее вещи. Они плыли перед ней по воздуху, передаваемые, словно эстафета...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Я-11-17

Повесть о привлючениях капитана Дементьева (Окончание. См. «Смену» №№ 17, 18, 19, 20, 21)