Сейчас уже труднее любому из нас простить себе неважную работу, мелкий промах. Изменились лицо бригады, ее характер, даже взаимоотношения людей. Мы на собственном опыте убедились, какая большая сила – трудовой коллектив, какое огромное влияние он оказывает на молодежь. Если б меня спросили: «Где пределы резервов коллектива?» – я бы ответил: «Нет таких пределов. Только надо искать их и не отступать в поиске».
Многое ли дала объединению реорганизация труда в одной бригаде? Наверное, нет. Но, глядя на то, как повысились у нас производительность, мастерство да и заработок, и другие бригады не захотели работать по-старому. Так что экономический эффект инициативы бригады увеличился в десятки раз. Выступая как депутат на других предприятиях, я рассказываю и объясняю, что у нас внедряется интересного, нового, стараюсь, чтобы бригадный опыт вышел за рамки предприятия, отрасли.
Поэтому значение наших дел определяется не масштабами доверенного участка – это может быть и бригада и завод, – а уровнем подхода к делу. уровнем мышления. А начинается организаторская роль каждого из нас с рабочего места.
Мне думается, широкое распространение в последние годы бригадной формы работы вызвано не только производственной, но и чисто человеческой потребностью. И вот почему. Частая смена объектов и производственных процессов рождает новые и ликвидирует старые профессии; идет обновление оборудования и технологии. С другой стороны, продолжается углубление специализации, а значит, на многих участках труд становится однообразным, монотонным. Возникает противоречие: современная техника требует узконаправленной подготовки, но человек не склонен мириться с ролью простого исполнителя малоинтересных операций.
Решение проблемы невозможно без активного участия рабочего коллектива в управлении производством, без развития демократических начал на каждом предприятии. Вот здесь и необходима бригада – школа трудового воспитания, расширяющая творческие возможности человека.
Как и многие производственники, мы почти ежедневно испытывали разные трудности. То нужного приспособления нет, то с деталями проблема, то подъемной техники не хватает. Трудности вроде и мелкие, но разрешить их мы сами не могли. Немало было дельных задумок, но для их внедрения требовались расчеты, эскизы, чертежи. Тогда и возникла идея организовать бригаду творческого содружества. В нее вошли, кроме нашей бригады, конструкторы, технологи, работники других отделов.
Начали с небольшого – решили сообща сделать полумеханический штабелер на участке. Рождался он в дискуссиях и спорах. Первый проект мы забраковали: слишком сложен в изготовлении, громоздок. Отклонили и второй вариант: в нем нам показалось ненадежным крепление тележки. Зато третий проект был единодушно принят на общем заседании бригады творческого содружества.
Мы вносили и с помощью инженеров осуществляли самые разные предложения: по организации труда, изменению технологии сборки, по внедрению новых приспособлений. Нам самим стало интересно участвовать в создании новых типов турбин уже на стадии проекта. Это расширяло наши знания, повышало заинтересованность в работе, стимулировало изобретательскую и рационализаторскую мысль, даже повышало уважение к себе.
Вслед за нами стали создаваться бригады творческого содружества и в других цехах. Сейчас их на Металлическом около двухсот. Именно в таких коллективах решаются вопросы, связанные с конкретными делами, важные не только для одной бригады, но и для всего завода, отрасли, ведь они позволяют делать турбины быстрее и качественнее. А ведь и этот метод управления научно-техническим прогрессом появился благодаря инициативе обычной рабочей бригады!
Творческий потенциал бригады безграничен. И ведь у нас не подбирались какие-то особые люди. Начало, как я уже говорил, было трудным. Да и потом принимали и неопытных новичков и не очень дисциплинированных ребят. Но что обязательно – у бригады должно быть надежное, крепкое ядро, тогда ей любое дело по плечу.
Поэтому я думаю, что не может, не должно у нас быть коллективов посредственных, отстающих. Нет таких обстоятельств, которые были бы сильнее рабочего человека. Но для этого надо уметь видеть дальше своего станка. уметь видеть будущее.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.