В низенькой, тесно уставленной реалами и печатными машинами комнатке у самой двери сидела черноволосая смуглая девушка и разговаривала по телефону.
От печатной машины, беспрерывно гудевшей и ухавшей, ее отделяла ширма из тонкой фанеры. Сильный шум, очевидно, затруднял телефонный разговор. Густые черные брови девушки сошлись от напряжения; длинные закругленные ресницы медленно опускались книзу, когда она вслушивалась в ответы невидимого собеседника, и снова поднимались, как крылья темной лесной бабочки.
Шрам подождал конца телефонного разговора и поздоровался.
- Это вы организуете рабфак? - осведомилась Зина. «Ей уже известно», - подумал Шрам.
- Да, мне поручили это дело, - ответил он. - А ты здесь переводчицей работаешь?
- Переводчица и агент.
- Тяжело?
- Сами видите.
Шрам подробно расспросил, какое жалованье она получает, состоит ли членом профсоюза и довольна ли своей работой. Потом решил сманить.
- Бросай артель! На рабфак нужны хорошо грамотные переводчики. Работа интересная, материальное положение лучше, чем в артели, - убеждал он.
На другой день Зина дала положительный ответ. Вторую переводчицу Шраму пришлось вызвать с Северного Кавказа.
В первый день учебы пришли пораньше. Расселись.
Накануне до глухонемых дошел слух, что педагоги с ними работать не желают. Этому слуху верили. У каждого в прошлом было немало таких обид.
Тревожно ждали начала занятий.
Когда в аудиторию вошла Александра Михайловна Горюнова, экзаменовавшая группу при поступлении на рабфак по математике, и ласково со всеми поздоровалась, пасмурные лица просветлели.
Зина, заразившаяся общей тревогой, сияла радостью и, немного волнуясь, знакомила Александру Михайловну с методикой общения о подвижной и живой, но в то же время, молчаливой и неотзывчивой аудиторией.
Приступили к занятиям. Двадцать две пары глаз внимательно следили за переводчицей, ловили налету каждое слово.
Все пошло своим чередом: в назначенное время приходили педагоги, получали от Зины сведения о своих новых учениках и приступали к работе.
У человека, перестающего по тем или другим причинам слышать разговорную речь, выговор постепенно и незаметно для него портится. Глухонемые же никогда не слышали человеческой речи: их речь - плод долгой учебы, говор их иногда не совсем понятен собеседнику.
Первый урок русского языка вскрыл характерные дефекты речи у студентов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.