Комсомольские мемуары

А Брыкин| опубликовано в номере №189, май 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Года идут стремительно. Недавнее прошлое на наших глазах становится историей. И уже четырнадцать лет отделяет зарождение первых массовых пролетарских организаций молодежи от наших дней. Дни, которые еще памятны комсомольским «старикам», подлинная история для нынешнего поколения комсомола. А эти дни следует воскресить, показать широчайшим массам молодежи. Следует показать и фронты, и белое подполье, и субботники, и борьбу за массы рабочей молодежи, и борьбу за ФЗУ, за подлинно трудовую школу и многое другое.

На примерах славного прошлого можно (и должно) воспитывать широчайшие массы рабочей молодежи, комсомола. Здесь нельзя ограничиваться одними учебниками, пособиями по истории комсомола, - нужно живыми образами, яркими картинами дополнять страницы учебников. Повести, мемуары, воспоминания должны раскрывать историю комсомола на живых примерах, на живых людях. Революционная романтика должна найти свое конкретное выражение в этих произведениях. Историческая повесть (роман), воспоминания должны и могут войти в систему политико-воспитательной работы комсомола. Но надо прямо сказать, что сделано постыдно мало - повестей, романов о прошлом не написано (романы, вроде «Дикой дивизии» И. Скоринко в счет не идут). Но и воспоминаний - почти нет. Несколько сборников Московского Истмола, вышедших несколько лет назад, «Записки комсомольца» Г. Дрязгова - это почти все. «Университет моего поколения» Д. Ханина причислить к нужной нам литературе, конечно, нельзя. Самовлюбленные, эгоцентрические, поверхностные, полные глубочайших ошибок воспоминания Д. Ханина уже получили должную оценку в общей и комсомольской прессе («Комсомольская правда», «Книга и революция», «Книга и молодежь»).

Книжка В. Сорокина, несмотря на отдельные недостатки, промахи, имеющиеся в ней, ничего общего с книжкой Д. Ханина не имеет. В. Сорокин чрезвычайно просто, без грани влюбленности и кокетничанья, столь характерного для книги Ханина, рассказывает о славном прошлом ленинградской организации (вернее, одного из районов Ленинграда), о ленинградских активистах, жизни и борьбе комсомола 1918 - 1921 гг. В. Сорокин не задавался целью написать историю ленинградской организации, он стремился лишь воскресить дух истории, раскрыть и показать революционный быт тех лет. Он очень просто (но вовсе не сухо и протокольно) и в то же время живо, красочно, выразительно дает различные сценки жизни и работы одного из комсомольских районов Ленинграда. В книге широко охвачены все стороны комсомольской жизни: здесь и фронты, героическая зашита Петрограда от Юденича, Кронштадт, и работа комсомольского райкома, типы комсомольцев, ряд портретов активистов (Петра Смородина, Цейтлина, Д. Мазнина, Фокина, Петропавловского и, др.), всевозможные начинания комсомола в области политучебы и физкультуры, всеобуча, пресса комсомола, быт комсомольцев - комсомольские коммуны и т. д. Есть в книге и ненужные детали и малозначимые сценки, но их не так уж много и не ими определяется сущность книги. В. Сорокин с большой любовью, горячностью, теплотой сумел нарисовать чрезвычайно выразительную, запоминающуюся картину прошлого комсомола, жизни и борьбы комсомола 1918 - 1921 гг.

Сквозь все сценки и эпизоды, нарисованные В. Сорокиным, красной нитью проходит основное в комсомоле - искренность, честность, товарищеская чуткость, спайка, преданность партии, преданность делу пролетарской борьбы.

Гневными словами обрушивается он на оппозиционеров, нытиков сегодняшнего дня, давая как параллель «сдрейфивших» и струсивших в дни восстания юнкеров и эсеров, в дни Кронштадта.

Описывая наступление Юденича, участие комсомола в защите Ленинграда, В. Сорокин подчеркивает неподготовленность многих комсомольцев в военном деле. Преданность, готовность к борьбе слабо сочетались с умением владеть оружием.

«Рылись окопы, проволока опоясывала улицы Питера. Здесь ожидались бои более жестокие, чем в дни Парижской коммуны.

Все это мы очень даже хорошо знали.

- Жалко, мало подучены ребята.

- А с всевобуча бегали, сволочи.

- Актив чертов.

- Скажи это месяц назад, так с обучением тоже посылали подальше, то одни дела, дескать, то другие...»

Заканчивая, Сорокин спрашивает: «Так ли, ребята, сейчас-то? Проверьте-ка».

Напоминание крайне уместное и нужное, ибо сейчас как никогда надо помнить о необходимости максимального овладения военной техникой, чтоб избежать ненужных жертв и потерь.

Пока стальным оружием

Враги не нависли,

Крепись - во всеоружии

Техники и мысли.

(В. Маяковский).

Итак, в ряде мест прошлое перекликается с настоящим. В. Сорокин, рассказывая о комсомольских коммунах (да и в других местах книги), подчеркивает необходимость сплетения личной жизни с общей работой, коллективизма в жизни и быту комсомола. Следует отметить следующий положительный момент книги: в ней правдиво и верно поставлены «вопросы пола». Они не доминируют, но автор не избегает и не боится этих вопросов. Очень просто рассказывает, «что такое любовь» в те годы, давая жестокий отпор «старушкам-моралисткам» и нашим классовым врагам, пробовавшим обливать помоями комсомол. Рассказав о ряде наиболее характерных «любовных» историй, В. Сорокин подытоживает их следующим положением: «При всей веселости и легкомыслии, при всей «трагичности» в «излияниях» чувств, у каждого парня, у каждой девушки в те годы на первом месте были партия и союз, а на последнем свое личное».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены