Это было в первый день его приезда на остров Артёма. Али Рустамов стоял возле конторы и с интересом рассматривал на доске почёта портреты буровых мастеров, бурильщиков, операторов. Чуть поодаль висел большой плакат с диаграммами и цифрами. Али подошёл к нему поближе. Из плаката он узнал многое такое, о чём раньше не имел представления. Оказывается, в нашей стране каждую минуту добываются десятки тонн нефти, угля, выплавляется много стали, с конвейеров сходят автомашины, тракторы...
- Ого!... - удивился Али. Он даже сперва не поверил собственным глазам и ещё раз перечитал цифры. «Как же нужно беречь эти драгоценные минуты!» - думал Али.
В это время его окликнула девушка, вышедшая из конторы:
- Вас зовёт директор, идите скорее.
Али быстро поднялся по лестнице и вошёл в кабинет. Кроме директора, там был ещё один человек, немолодой уже, в замасленном рабочем комбинезоне.
- Вот это и есть тот самый Али, о котором я говорил, товарищ Магерамов, - оказал директор, обращаясь к своему посетителю. - Будет вашим помощником по ремонту. Мне его рекомендовали: хороший работник, знает дело.
Магерамов внимательно оглядел с ног до головы худощавого юношу. Али смутился и покраснел.
- Чтобы работать в море, этого мало, товарищ директор, - сказал Магерамов. - Надо ещё быть сильным и смелым.
Директор встал из - за стола, подошёл к Али и положил руку на плечо.
- За этим дело не станет, - оказал директор. - Наша молодёжь такая, что ничем её не испугаешь, с любой трудностью оправится. Разве не так, Али?
Юноша смутился ещё больше, но твёрдо сказал:
- Я знаю, на какую работу иду. Я сам просил, чтобы послали на морские промыслы.
- Ну вот и хорошо! - засмеялся директор. - Я сразу увидел, что ты человек храбрый. Что ж, в добрый час! Сегодня отдохни с дороги, а завтра приступай к работе.
На следующий день Али вместе с ремонтной бригадой вышел в море. Моторная лодка, рассекая гладь Каспийского моря, неслась вперёд, оставляя за собой длинный белый хвост вспененной воды. Сидевшие в лодке были одеты а стёганки и серые комбинезоны.
- А морозец крепнет, - сказал Али, опуская наушники своей шапки - ушанки. Он закурил папиросу и снова устремил взор вдаль, где пенились волны и подымался лес буровых.
- О чём задумался, Али?
Али по голосу узнал мастера. Обернувшись к нему, он почтительно ответил:
- Я на море смотрю, товарищ мастер. Смотрю, как много хорошего создали люди.
Мастер тоже посмотрел «а морские буровые, на столбы электролинии, на стальные конструкции, сооружённые на прочных сваях в открытом море, и улыбнулся.
Здесь, среди морских волн, шли большие созидательные работы. По эстакаде в глубь моря перевозились машины и механизмы. В конце эстакады высились гигантские подъёмные краны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Отрывок из пьесы
К 100-летию со дня рождения. И. Чигорина